Пастор церкви Новое Поколение Алексей Ледяев

Назад Все проповеди Алексея Ледяева Дальше

Семинар на тему "Спасенная семья"

Служение Алексея Ледяева (церковь "Новое Поколение")

"Враги человеку домашние его" (Матф. 10:36).

С внешними врагами легко сражаться, но с внутренними намного сложнее. Я знаю, что многие из родственников ваших были спасены, они приходили в церковь, но по каким-то причинам ушли. Это называется "в рассеянии".

Вот сегодня мы и поговорим о приемлемых и неприемлемых методах спасения наших родственников. Есть такое понятие: "залечили пациента". А у нас, христиан, есть понятие "заевангелизировали".

Так вот, нам надо выработать правильную методику, "технологию" для того, чтобы наши родные: неспасенные мужья, неспасенные жены, неспасенные дети, родственники - приняли Бога в свою жизнь. Они знают о церкви, они были здесь, но почему-то не удержались. И порой мы чувствуем себя просто беспомощными. И получается, что легче спасать на площадях, на улицах, т.е. где-нибудь на внешних аренах. Но в то же самое время внутренняя арена пустует. А ведь и те, и другие одинаково нуждаются в Иисусе.

Когда Иисус начал Свое служение, Он говорил: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" (Матф. 15:24).

О чем идет речь? Речь идет о неспасенных и об отступниках в нашем родстве. Иисус говорил: "Я иду в первую очередь спасать евреев, отступивших от Бога, - иду к погибшим овцам дома Израилева".

Если перевести это на современный язык: "Я послан наипаче к погибшим овцам дома … Ивановых или Петровых, например". Назови свою фамилию, и тебе станет понятно, о чем Иисус говорил.

Это уже потом, когда евреи не приняли Иисуса и распяли Его, апостолы были посланы спасать язычников. Т.е. когда мы уже все сделаем для того, чтобы наши родные были спасены, но они не захотят принять Иисуса, а тебя "распнут", вот тогда мы уже можем отряхнуть прах и сказать: "Все. Все, что надо было, - сделано. Теперь будем спасать язычников".

Я понимаю, друзья, что иногда семейные бесы настолько сильные, что они могут конфронтировать и бойкотировать любое помазание. Это один вариант.

Но второй вариант - это наша низкая квалификация как евангелистов. Это наша неспособность, наше неразумие, некое харизматическое переусердствование.

Так какие методы правильные, а какие методы неправильные?

Лук. 10:38-39 "В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; У нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его".

Вот она идеальная модель. Кто-то из нашего родства приводит Иисуса в наш дом. Марфа и Мария - две сестры. Марфа была более активная. Она не пропускала ни одного служения, она не пропускала ни одного семинара. И вот она встретилась с Иисусом. Она была настолько коммуникабельная, что сразу же после служения подошла к Нему и сказала: "Иисус, Вы нам очень понравились. Не могли бы вы пойти к нам после служения покушать?"

Обратите внимание, что Мария в это время сидела дома. Мы все разные. Кто-то находится дома сейчас, а кто-то здесь, на служении. Но самое главное, не переусердствовать так, чтобы потом ролями не поменяться: чтобы первые не стали вторыми.

Итак, Мария была дома, на собрание она не пошла. А Марфа все церкви обошла. Вам встречался такой тип сестер? С чего начинается пробуждение в семье? - С кухни. Марфа приглашает Иисуса в дом, зная, что у нее еще не приготовлена еда. И вот, они вместе идут к Марфе домой. Они входят, и Марфа говорит: "Мария, познакомься. Молодой человек, Иисусом зовут. Я пригласила и решила покормить Его". Мария говорит: "Очень хорошо, проходите". Он сел в гостиной и сразу начал ей проповедовать. Мария, забыв обо всем, села возле ног Иисуса и стала очень внимательно слушать.

Знаете, у проповедников есть одна такая черта - они везде проповедуют. В церкви, в автобусе, в гостиной, и даже во время еды. И Мария села и слушает. А как Он говорил! Любой заслушается!

А что Марфа? Ведь не Мария же Его пригласила, а она взяла ответственность, чтобы Его накормить. И вот она с черпаком бегает, а они все разговаривают, разговаривают. Она суетится, а внутри у нее все закипает. Это уже такой характер. Ну, что можно такое готовить на троих вдвоем? Она бы Иисусу еще одела передник и сказала: "Иисус, давай картошечку почисти. Быстренько сейчас что-нибудь сварганим".

Я к чему говорю? Иногда тот, кто пригласил Иисуса в дом, сам же Его и выпроводит из дома. Вот женщина может пригласить Иисуса, и она же может Его и выгнать. Чем? Черпаком. Иисус, может быть, за эту Марию уже начал молиться, уже что-то объясняет ей: "Да, давно Я вижу, что у тебя в сердце. Родословное проклятие…" А Марфа с черпаком над душой стоит: "Иисус, нужды Тебе нет, что я одна бегаю здесь?"

Лук. 10:40 "Марфа же заботилась о большом угощении …"

Я не знаю, что подразумевается здесь под большим угощением. Плов, шашлык? Она решила что-то большое сделать.

Лук. 10:40 "… и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне".

Только женщины так могут выражаться. Она как бы невзначай задела и Иисуса, и свою сестру. Она вообще перебила Ему все служение. Он что-то Марии говорил, а Марфа перебила: "Господи, у меня к Тебе слово есть. Хватит проповедовать. Ты что, не видишь, что я устала, вымоталась. Скажи, чтобы сестра помогла мне…"

А можно спросить: "Зачем ты, Марфа, Иисуса вообще пригласила?" Как часто мы с вами тоже не справляемся с ситуацией. Мы просим: "Дух Святой, приди!" Дух Святой пришел. А тебе как бы недосуг: "Ты что, молиться будешь? Не, Дух Святой, мне некогда. Мне сериал надо посмотреть, журнальчики полистать, побазарить надо по мобилам…" И мы не справляемся с ситуацией.

Т.е. когда мы приглашаем Иисуса, мы должны знать, что когда Он придет, то в доме уже не мы хозяева, в доме Он хозяин. А когда вот эти центры тяжести не определены, то мы считаем себя вправе распоряжаться Иисусом так же, как и своей сестрой. Вот здесь, вероятно, и возникает некоторая проблемка, когда мы Иисусу указываем: "Иисус, я Тебя пригласила? Поэтому я имею право теперь тебе указывать: молчать Тебе или говорить, или служить, или уходить". Вот, как Марфа: "Скажи ей…"

Лук. 10:41 "Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа!.."

Вот этими двумя словами, причем с восклицательными знаками… Когда в одной комнате было три человека и Иисус сказал: "Марфа! Марфа!" - мне кажется, Он слегка разозлился на нее. Он сказал: "Ты, Марфа, суетишься о многом".

"Суетишься" - первое слово.

Суета. Порой бывает, то, что мы называем служением, на самом деле это есть суета. Устает человек не от служения, устает человек от суеты. Это когда у тебя слишком много маневров, это когда у тебя слишком много болтовни, слишком много движений, а толку никакого нет. И это вредит Иисусу.

Я говорю об оправданных и неоправданных методах. Человек Иисуса привел в свой дом, но потом он не справляется с ситуацией и начинает вредить этому Иисусу. Он начинает Иисусу мешать. И заодно и своим родственникам, которые хотят у ног Иисуса что-то там слушать. А потом: "Что такое?! Никто не спасается".

А Иисус потом сказал Марфе: "Марфа, ты, конечно, молодец, что Меня пригласила. Но Мария избрала лучшую часть, которая никогда у нее не отнимется." Два характера, две женщины.

Приемлемые и неприемлемые методы спасения наших родных и близких.

Мы рассмотрели такую безобидную ситуацию, маленькие такие несовпадения, маленькое такое напряжение, но я думаю, что из маленьких проблем могут вырасти большие проблемы.

1 Кор. 7:14 "Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы".

Мы должны знать, что в духовном мире праведность намного мощнее беззакония. Здесь это определено.

Вариант А. "Неверующий муж освящается женою верующей".

Вариант Б. "Неверующая жена освящается верующим мужем".

Таким образом, по замыслам Божьим, в этих смешанных браках, где одна половина христиане, а вторая - не христиане, у святых половин все-таки есть шансы и есть привилегия освятить, т.е. спасти, остальных. Я думаю, что освящение и спасение - это одно и то же. Освящение - это и есть спасение.

В чем же секрет, когда неверующий муж, имея верующую жену, все-таки капитулировал и сказал: "Да, ты права". Или наоборот, верующий муж показал свои преимущества, показал свою высоту, и его неверующая жена капитулировала и сказала: "Хорошо, идем".

Вот об этом мне бы хотелось вместе с вами порассуждать. Я знаю, что у вас есть опыт, как над вами работали. И прошу об этом засвидетельствовать. Ваши свидетельства могут помочь тем, кто на сегодняшний день стоит в проломе за спасение своих родственников.

Мы хотим спасать родственников. Задача №1. Персональная ответственность за спасение родных и близких. Но у многих из нас уже пропало желание. Многие из нас уже разуверились и сказали: "Да ну! Если теща пойдет на небо, тогда я - в ад". Если уже где-то внутри возникает такая альтернатива, то какие-то должны быть рычаги, чтобы все это поменять. Или отношение к человеку, или методы. Так поэтому давайте прежде чем лечить болезнь, поставим диагноз. Но если мои родственники не спасаются, значит, в моем евангелизме, наблюдается какая-то "болезнь". Как называется эта "болезнь"? Мы ее назовем и потом найдем способ, как вылечить эту болезнь.

Сергей (в церкви 6 лет) пастор Алексей: Кто вам проповедовал?

Сергей (в церкви 6 лет): Родственники жены. Сестра жены.

Пастор Алексей: Что вам больше всего нравилось в их методах, и что вас больше всего раздражало?

Сергей: Нравилась активность. Я понимал, что пассивный человек ничего не добьется. Если есть активность, то это уже хорошо. Активность говорит о внимании. Это плюс. Но был "минус" - это неквалифицированный подход к евангелизации. Некомпетентность и запугивание, очень навязчивое в выражениях и интонациях.

Пастор Алексей: Итак, отметим негативные стороны. Первое - это чрезмерная активность. Т.е. нужно иметь чувство меры. Второе - это запугивание. И третье - это некомпетентность.

А чем вас пугали? Тарелками?

Сергей: Нет. От них можно уклониться. А меня пугали сатаной. Когда этот человек видел, что в его понимании я поступаю неправильно, тут же следовало: "Сатана в тебе". И т.п. Вариации различные.

Пастор Алексей: А что такое некомпетентность? В каком смысле? Они на ваши вопросы не могли отвечать? Неубедительность?

Сергей: Да.

Пастор Алексей: Неубежденность?

Сергей: Нет, убежденность была, если с таким напором. Как раз убежденность. Неубедительными были аргументы.

Пастор Алексей: А вот на какие вопросы они вам не могли ответить? Хотя бы один-два.

Сергей: Ответы у них были двоякие: либо ссылки на Бога, либо на сатану. Где выгодно, на Бога, а где невыгодно, на сатану.

Пастор Алексей: Что еще было отрицательного в этих методах?

Сергей: Пожалуй, ничего.

Пастор Алексей: Что позитивного вы видели в этом? Первое - это внимание?

Сергей: Да. Для любого человека внимание - это очень важно.

Пастор Алексей: Второй момент?

Сергей: Я видел, что человек растет в интеллектуальном плане, в разговорной речи растет.

Пастор Алексей: Т.е. когда вы их ставили в тупик, это заставляло их развиваться, искать ответы и возрастать?

Сергей: Нет, я видел, что церковь их развивает. Они ходили на семинары. Я, конечно, вопросы задавал, но меня не слушали.

Пастор Алексей: Т.е. их общее развитие не стояло на месте.

Сергей: Мне очень импонировало, что мои родственники развиваются. Я был рад. Легче жить, когда разбираешься во многом.

Пастор Алексей: А за какой промежуток времени вы увидели, что они не стоят на месте, что они не деградируют, а развиваются? За полгода? За год?

Сергей: Три-четыре года. Но это очень реальные, ощутимые показатели. Не просто так на словах, а в действиях. Жизненные действия. Их уровень жизни, их утвержденность.

Пастор Алексей: Вы видели, что вера подтверждается делами.

Сергей: Я бы даже сказал, что это не дела были, а чудеса. Кстати, сейчас я говорю о матери моего племянника, которого все пастора вместе исцелили. Ему трамвай наехал на ногу.

Пастор Алексей: Слава Богу. Это большое чудо. Хорошо. Что еще вас привлекало, импонировало вам?

Сергей: В результате этого интеллектуального роста появились сдержанность и мудрость.

Пастор Алексей: Т.е. появились аргументы, только уже убедительные.

Сергей: Терпимость пришла.

Пастор Алексей: Это то, что очень важно для евангелиста.

Сергей: Ну, и стабильная жизненная позиция. Духовная позиция, а потом жизненная. Стабильность жизни.

Пастор Алексей: И все-таки мне всегда интересен переломный момент. Что вас больше всего впечатлило, что сподвигнуло вас на последний окончательный шаг? Что было последней каплей?

Сергей: Я покаялся в другой церкви. Почему сюда пришел? Жена исцелилась на глазах. Я-то знал свою жену уже лет десять. И когда она исцелилась, это был козырный аргумент. И плюс то, что я сам два раза побывал в реанимации. Я просто поднял руки вверх и сказал: "Я сдаюсь. Я пойду туда, где ты исцелилась".

Пастор Алексей: Т.е. чудо в вашей жизни. Вы сами испытали Божье чудо на вашей шкуре?

Сергей: Сначала на "шкуре" жены. Сейчас это очень нежная, кстати, "шкурка". А потом на своей шкуре.

Пастор Алексей: Да, после чудес шкура становится нежной.

Сергей: Я ведь давно искал. Болезнь меня постоянно толкала на поиски духовного. Перечитал очень много книг. Но что толку в том, что я много знаю, а результата нет. Что мне знания дают? Я знаю, а ничего не меняется. Ни в семье, ни в здоровье.

Пастор Алексей: Ну, а сейчас все в порядке? Когда я говорю "все в порядке", это означает, что ты не пилишь жену, жена не пилит тебя. Это означает, что вы вместе ходите в церковь. Ясно, что есть развитие характера. Это на своем месте. Но по крайней мере, жизнь уже имеет какие-то стабильные характеристики и общее развитие? Сейчас гражданская война закончилась?

Сергей: Закончилась.

Пастор Алексей: Отлично. Спасибо, Сергей.

Сергей: Я бы хотел подчеркнуть, что "гражданская война" не только закончилась, но переросла в тесное сотрудничество.

Алла (жена Сергея)

Пастор Алексей: Когда у вас была чрезмерная активность, вы понимали это? Или вы считали, что это недостаточная активность?

Алла: Ошибки я видела на своей сестре. И меня она приглашала в церковь вот этим запугиванием, этими всеми вещами, чрезмерной активностью.

Пастор Алексей: У вас была своя Марфа. И вы ее опыт переняли?

Алла: Нет, я увидела, что мне не надо делать, поняла, каких ошибок мне не надо делать. Надо быть мудрой, чтобы этого не повторилось, когда я буду другим проповедовать. А также своему мужу. Потому что когда я пришла в церковь, мой муж сказал: "Знаешь, дорогая, ты нашла Бога?" Я говорю: "Да, нашла Бога". - "Ну, ты и ходи. Вам, женщинам, это свойственно. Вам это надо". - "А мужчинам, что, Бог не нужен?" - "Ну, я читал Бхават-гиту, йогу прочитал, то, - другое…" Я думаю: "Интересно, а как его убедить, что ему тоже надо быть в церкви? Без Бога мы ничего не сможем сделать". И понимаю, что такой напористостью дело не пойдет, запугиванием тоже дело не пойдет, что тут нужна какая-то мудрость. И когда я стала ходить в церковь, он не стал ходить в церковь.

Пастор Алексей: Когда вы использовали силовые приемы?

Алла: Это не я. Это сестра моя, которая привела меня в церковь. Она нам двоим проповедовала.

Пастор Алексей: Какие лично вы использовали приемы? Как вы могли бы расценить их? Что было в ваших методах позитивного и негативного?

Алла: Позитивным было то, что я поняла, что все запугивания бесполезны, и нужно найти мудрость и подход. Во-первых, выяснить, в чем человек имеет нужду, его интересы и найти контакт. Говорить с ним о том, что его интересует, чтобы можно было помочь, ответить на его вопросы. Может быть, он больной сейчас. Может быть, у него проблемы с работой или в семье. Чем я могу ему помочь? Т.е. я хотела найти ключик к его сердцу. Я приходила в церковь, слушала проповеди, принимала для себя решение измениться. Я поняла, что я должна своим поведением, своей мудростью приобретать мужа. То, что я буду делать дома, он будет видеть. Наживку насаживают для того, чтобы поймать рыбу. На пустой крючок рыба не клюет. Поэтому нужна была мудрость.

Я готовила, я убирала, старалась ему служить. И всегда молилась и думала, что наступит время, когда он все-таки придет в церковь. Я многое поняла, смирилась и молилась: "Бог, пожалуйста, помоги мне. Сделай меня мудрой женой. Я хочу слышать Твой голос. Если что-то во мне неправильно, убери. Если какие-то черты характера у меня неправильные, я буду работать над собой, над своим поведением, над своим характером." Т.е. эта мудрость - вникать постоянно в себя, а не в мужа. И вникать в учение.

Пастор Алексей: Т.е. вы достигли этой позиции, что неверующий муж освящается женою верующею.

Алла: Да, конечно. Я стала вникать в себя и старалась не только с черпаком бегать, но и помогать и служить мужу.

Пастор Алексей: Т.е. все обязанности жены как таковые должны быть исполнены перфектно.

Когда мы говорим: "Жена верующая", что мы перед собой видим? Какие ассоциации у нас рождаются?

"Жена верующая" - это, во-первых, женщина, во-вторых, - хорошая хозяйка. В-третьих, отличный повар, в-четвертых, любящая и внимательная в интимной жизни. В-пятых, мудрая, создающая уют, комфорт, домашний очаг. Вот что такое "верующая жена".

Это не та, которая только на языках молится и воюет: "Умри, сатана!" Мы где-то внутри обделены тем, что харизматические модели сдвинули акцент веры с житейских добродетелей в область какую-то психо-харизматическую. И критериями "верующей жены" стали: молитвенница, пророчица, горящая харизматка, которая бесов гоняет. А в практическом, семейном аспекте, это вот такая неприспособленная к жизни женщина.

Так вот, вера приспосабливает человека к жизни. Это очень важный урок. Верующая жена может освятить неверующего мужа. Она выполняет все, что она должна сделать у себя дома. Чем Алла и добилась этого большого успеха.

Алла: Я дома только молилась про себя и делала все. Я не говорила: "Так говорит Господь…" Просто делала свои дела. И я взяла для себя на вооружение: "Я не буду ограниченной религиозной фанаткой. Правильные вещи можно же говорить в семье нормальным человеческим языком, а не религиозной какой-то рутиной. Надо, по-моему, спуститься на землю. Уйти от этой страшной религии и просто нормальным человеческим языком говорить с мужем своим, с детьми. Да, зная слово Божье, да, уповая на Господа, да, молясь за них. И настал день, когда муж сказал: "Ты идешь в церковь? И я с тобой". И это была для меня великая победа.

Пастор Алексей: Спасибо.

Мартиньш: Я хочу поделиться опытом, как меня спасли. За меня молилась моя двоюродная сестра. Она 8 лет уже в церкви. И вот когда она приезжала к нам и рассказывала о всех своих происшествиях, меня раздражали эти разговоры. Я видел, что в ее жизни происходят реальные перемены, что она к лучшему поменялась, что она встретилась с Богом, познала Его, и это позитивно ее изменило. Но когда она начинала говорить такие слова, как "помазание", "кровь Иисуса", я не мог слушать это. Эти слова тогда меня раздражали очень сильно. Сейчас эти слова мне очень нравятся. Иисус - это мое любимое Имя, а раньше я не мог этого слова сказать. Т.е. я хочу сказать, что этот церковный сленг иногда совсем не воспринимается. И действительно важнее наши дела. И самое великое дело - молитва. Вот, по отношению к моей жене. Она не жена мне по документам, но у нас есть сын, и мы живем уже 12 лет вместе. Но там была моя ошибка, что в юности я не женился на ней. Сначала думал, что не нужно. Формальностью считал.

Так вот, изменения в жизни сестры в лучшую сторону, на меня очень влияли. Я всегда радовался, когда сестра приезжала, но всегда думал про себя, как бы она не начала опять говорить об этом, об этих вещах.

Пастор Алексей: Вы видели "минус" в том, что язык общения - церковный, а не общечеловеческий. Второе?

Мартиньш: Я видел и позитивные перемены в ней, но это почему-то раздражало меня.

Пастор Алексей: А может, это бесы там раздражались?

Мартиньш: Конечно.

Пастор Алексей: Что положительное было?

Мартиньш: Положительное было то, что ее жизнь изменилась к лучшему. И главная ее работа - это молитвы в течение 8 лет. Это сделало свое. И этим летом я пришел в церковь. И пришел, прочитав две книги, которые она же мне дала. Она и раньше давала мне книги, но раньше меня это раздражало. Она приносила мне книги пастора Алексея, а я их сразу в печку ложил. Т.е. несвоевременная литература может раздражать человека. Это бесы, конечно. Но из-за раздражения пользы-то все равно нет. А вот этим летом она дала мне книжки, и я решил их прочитать. Я начал читать и почувствовал, что там такая сила. Читал и чувствовал, что она действует, что-то во мне отзывается. То, что в один момент было негативным, попозже подействовало позитивно. И я очень удивлялся, читая эту книгу. Это была книга Стивена Хилла, бывшего наркомана. Я чувствовал, что в этих книгах правда. И я чувствовал силу. Читал, когда ехал в деревню. Я вышел из автобуса, пошел в дом и думал: "Надо взять что-то другое почитать". Я взял какой-то журнал. Читаю, а там такая пустота! Беру опять эту книжку, там опять такая сила идет сразу. И я читал где-то раз 5 подряд эту книжку, и я чувствовал, как она переменила меня. Когда я читал ее в первый раз, я очень много мест не мог принять. Особенно когда встречалось слово Иисус. А потом, читая второй, третий раз, чувствую, что никакого сопротивления нет. И так это произошло.

Пастор Алексей: Выступление Мартиньша очевидно показывает нам, что во время общения с неверующими необходимо учитывать язык общения и поменьше использовать церковный сленг.

Если вы будете смотреть или уже смотрите программу "Гольфстрим", вы должны заметить, что там я стараюсь избегать всех этих понятий, этих слов, потому что мы общаемся с миром, и мы должны разговаривать с ними на понятном им языке. Мы проявляем уважение к человеку, когда мы с ним разговариваем на понятном ему языке.

Итак, давайте отметим четвертый "минус" - это церковная ненормативная лексика.

И второе, что хочется подчеркнуть - это роль христианской литературы. То, что ты не можешь сказать, пусть книги скажут. Ничего страшного, если несколько штук полетит в камин. Теплее будет в комнате…

В чем преимущество книжки над живым собеседником? Живой собеседник тебя "достал" и ушел, а книжка осталась. И неверующий все-таки ее может раз прочитать, еще раз прочитать и еще раз прочитать. И это помогает достичь более весомых результатов.

Пастор Алексей (вопрос Ирине):

В какой роли вы выступаете? В роли спасенного или спасителя?

Ирина: Я выступаю в роли спасителя. Я спасаю своих детей. У меня два сына, невестки и внучки. И оба мои сына были в церкви. Младший прослушал лидерские семинары. Оба прошли начальный курс. Младший всегда посещал ячейку, никогда не пропускал. Стабильно был в ячейке. Там менялись лидеры, а он стабильно был в ячейке. И так он дожил до сего дня. Я посмотрела, Библия вся подчеркнута, и я была за него спокойна. А вот старший сын закончил семинары, какое-то время продолжал ходить в церковь, и потом вдруг засел. И это стало моей болью. Но я все равно стояла на своем. Я после церкви приезжала, и он спрашивал: "Ну, что говорил Алексей?" И я ему рассказывала, что говорил Алексей. А потом вдруг он перестал спрашивать. То ли я ему очень много говорила, я не знаю. Вот тогда мне стало совсем плохо. Тогда я сама стала говорить, что говорит Алексей. Они слушали, потом невестка говорит: "Нет, в нашем доме проповедь Евангелия не нужна. Все покаялись".

Забегая вперед я могу сказать, что у нас закончились всякие гражданские войны. У нас прекрасные отношения в семье, с детьми. Сейчас. Но я рассказываю об опыте, который я пережила. Когда пришло время выборов и когда уже была Первая партия, я сказала сыну: "Тебе надо в Первую партию". Тогда он сказал: "Все, хватит! Если ты приходишь в мой дом, вообще ни о церкви и ни о чем подобном не говори. Иначе ты в мой дом приходить вообще не будешь".

Я неделю или полторы не ходила. Потом пришла, села и сижу. Я молилась и спрашивала: "Бог, а что делать? Где я виновата?" Я уже понимала, что я "перекормила". Я понимаю, что там такая была передозировка, что выше крыши. Ну, а выход-то надо как-то искать, нужно выходить из этого. Но уже враги, уже война идет. Враги на почве церкви. Хотя все эти "помазания", "кровь Иисуса" он принимает, потому что он учился. Но меня он не принимает больше. Пришла? Ну что ж, сиди. Что хочешь ешь, что хочешь пей, но про церковь не говори ни одного слова. Я ему купила на день рождения где-то года два назад "Кифу", альбом подарила, кассеты. И вот однажды я захожу к ним, а мне через дверь подается все это. "Кифу" оставили и альбом, а кассеты и книгу через дверь подают. И невестка говорит: "Нам это не надо".

Я возопила к Богу: "Господь, вот так и так." Я уже не вопила, чтобы сын пришел в церковь. Но отношения человеческие-то нужны! Нормальные человеческие отношения с сыном. Но их уже не было. И тут Коупленд по телевидению сказал, что три раза за проблему надо молиться. Я не работаю, значит есть время. Я думаю: "Ладно. Три, так три раза". Я полностью перестала их "кормить". И вдруг мне попадается проповедь Кетлин Квик, что родственникам проповедовать нельзя. Так она сказала. Я думаю: "Все, передозировка есть. Не буду". Приходила к ним, сидела. Что говорили, слушала и быстро уходила. Молилась я очень много, ходатайствовала много. Просила Бога изменить меня, отношения, о единстве в роду. Ничего. Все кругом темно, все кругом пусто и плохо.

Но знаете, всякое "количество" накапливается. И очевидно, что накопились и мои молитвы. А у меня 1 января день рождения. И мне Господь говорит: "Ты переживешь большое чудо". И мы в первый раз в жизни собрались на Новый год всей семьей. Вот тут было чудо. Когда мы собрались.

А мне сотник сказала: "Вы там побудьте немного со своими, а после двух мы поздравим вас у себя в районе. Приходите." Я думаю так: "Я у своих побуду немного, а потом и смотаюсь туда, к христианам, потому что там своя особая атмосфера".

И вдруг после праздничного застолья сын меня заводит в спальню и начинает со мной беседовать. Мягким таким, любящим тоном. Он все мне выложил. Все было так, как он в юности делился со мной, когда мы были еще очень близки. Я думаю: "Да, значит, Бог услышал молитвы". Я-то закрылась, я-то больше ничего не проповедовала, я-то больше ничего не говорила. Я поблагодарила Бога и говорю: "Саша, я пойду к своим, в район". И он весь сник. Он буквально лег пластом и говорит: "Мама, у нас много вкусного. Мы еще не все съели". И я поняла, что он не хочет, чтобы я ушла. Я осталась. Позвонила сотнику и предупредила. Сын меня опять завел в спальню, и мы там долго беседовали.

А в 6 часов утра он отвел меня домой. 1 января у меня день рождения, и они всегда приходили ко мне. Я пошла кое-что прикупить. И сын звонит и говорит: "Мама, не надо тебе день рождения справлять. Мы с Ольгой накрыли стол. Мы все подготовили, и мы твой день рождения отпразднуем у нас. Не надо тебе ничего делать. Мы тебе все подарим, все сделаем". Он с меня снял очень большую нагрузку. Но это было еще начало. Для меня это была великая благость и милость Божья. Во-первых, отношения восстановились. Во-вторых, сын сел с важным видом и сказал брату: "Знаешь, Денис, у меня с мамой теперь нормальные отношения. И ты знаешь, у нас такие отношения были, когда я еще не был женат, когда я был еще мальчиком". А надо сказать, что сыновья всегда немного соперничают. И младший говорит: "Тогда я покупаю маме видеодвойку". Тут же при всех. Невестки сидят, внучка сидит. Итак, оказалось, что отношения восстановлены. А теперь надо их не поломать. Их надо сохранить. Я продолжаю ходить редко. Но сын уже сам звонит: "Мама, будет то и то". А когда он бунтовал против меня, дошло до того, что больной стал, не высыпался. И вдруг две недели назад я прихожу, и вижу сына в новом качестве. Он здоровый, сияющий. Спрашиваю: "Саша, как дела?" Он отвечает: "Мама, хорошо". Впервые за все это время, за последние 5 лет, он сказал: "Хорошо". Когда мы остались одни, он начал: "Мама, ты знаешь, что я внутри весь новый. У меня все по-новому." И те вещи, которые я говорила ему, он теперь говорит мне как свое собственное: "Мама, я буду вот это, вот это и вот это делать". Я им купила книги про успех обоим. Подарила. Вижу, что книги не читают. Но Библия уже лежит на кухонном столе. Значит, утром он ее читает. И вдруг он мне говорит: "Знаешь, мама, я познакомился с пастором".

Для меня ведь один пастор существует, и никакого другого пастора существовать не может. Я сразу внутри себя ощетинилась: "Какой там еще пастор?" Но я уже поняла, что отношения надо сохранять. И я же молилась: "Господь, окружи Своими людьми". Я понимаю, что Алексей к нему в автосервис, возможно, не поедет и не будет с ним дружить. Оказывается, туда приехал какой-то пастор евангелистской церкви. Однажды он говорит сыну: "Странное дело, я три раза заезжаю именно к тебе. Я тебя не знал и не знаю, но почему-то я три раза подряд приезжаю к тебе? Ты верующий?" - "Верующий. Я ходил в "Новое поколение", учился там, теперь не хожу". А тот так мягко с ним обращается. Какой-то пастор латышской церкви. И вы знаете, это был ответ на мою молитву, чтобы Бог окружил его Своими людьми. Я не знаю, какой это пастор. Но у них завязалась дружба и общение.

Сейчас у меня очень хорошие отношения с сыновьями. Ко мне очень хорошо относятся невестки. Внучки. С детьми сейчас полный порядок. Когда я иду к ним в гости, я промаливаю: "Господь, благорасположи. Господь, усмотри" Если у вас плохие отношения с родственниками, без молитвы не входите в их дом. Двери будут закрыты. Кто открывает двери? Господь.

Пастор Алексей: Огромное спасибо. Очень богатое свидетельство. И в результате свидетельства всплыло очень важное слово "передозировка". На самом деле необходимо чувствовать меру, потому что "перекорм" - это тоже очень плохо. И еще очень важное было в этом свидетельстве - это вера. Ты помолился, пророчествуешь - и теперь веруй, что это слово будет работать. Если ты в Духе Святом что-то сказал или пророчествовал, или просто свидетельствовал, есть время для созревания результата. И дай выдержку временем.

На самом деле, приобретать можно не только жене мужа, но приобретать матери своих сыновей и невесток. Я думаю, что это труд аналогичный. Это большая победа матери: вернуть своих сыновей к тому уровню симпатий, которые были раньше. Это на самом деле очень большая победа. Сколько сегодня семей, где дети вообще ненавидят родителей, а родители видеть не хотят своих детей. И гражданская война там сумасшедшая. Но когда уже идет такое братание и перемирие, это достойно.

Дмитрий: У меня тоже есть такое свидетельство. И если концептуально говорить, то я пополнил бы этот список приемлемых методов, и седьмым номером поставил бы добродетель. Родственники - это те люди, которым мы можем благотворить достаточно легко, просто делая им подарки. И у меня с моей сестрой сложилась вообще уникальная ситуация. Когда я покаялся, я засвидетельствовал ей, и она очень хорошо приняла мое свидетельство. Но поскольку она живет не здесь, это была встреча там, где мы родились, - на средней Волге. Я достал тогда ей адрес христианской церкви в том городе, а сам уехал. Но когда она пошла по адресу, там церкви не оказалось. И жизнь ее закинула в православный храм. И за три года она стала полностью православным человеком. Я ее эти три года не видел, и когда через три года я приехал к ней, приехал я с подарками, приехал уже христианином. И вот через 3 года у нас началась религиозная война. С сестрой, с которой у меня всегда были замечательные отношения, с которой я дружил с самого детства. У нас всегда была дружная семья, по крайней мере, мама, моя сестра и я, мы всегда находили общий язык. Вдруг ни с того, ни с сего я натыкаюсь на то, что у нас дома непонятка. Духовная непонятка. Она православная, и у нас начинаются богословские споры. И я начинаю ловить себя на том, что каждый разговор с моей сестрой заканчивается тем, что вот православная доктрина, и вот библейская доктрина. И вот мы не сходимся и начинаем жутко спорить. И кровь кипит, и невозможно договориться. Я понял, что нужно прекратить эти споры и начинать благотворить. Каждый раз, когда я с ней виделся, я старался обязательно привезти ей либо какую-то сумму денег, либо какие-то хорошие вещи. И какие-то хорошие добрые слова. И вот, в 1998 году мы были в отпуске, и нас пригласили в немецкую церковь одну, которая состоит из иммигрантов. И для моей сестры вообще был фурор, когда я, приехав из-за границы, привез ей хорошие вещи. Женское сердце никогда не сможет остаться равнодушным к красивым вещам. И она раскрылась полностью. Я это делал, когда я мог это делать. И конечно, я это делал и по отношению к маме. Я маме подарил Библию. И когда я ей дарил Библию, я в нее положил несколько хороших купюр. Знаете, это очень сильно работает. Особенно, когда человек живет на пенсию в России. И когда прошло несколько лет, и у меня была свадьба, я пригласил и сестру, и маму. Вы знаете, они без всяких проблем приняли Иисуса.

И знаете, чем я счастлив? Там, где они сейчас живут, нет церкви "Новое поколение". Там нет даже никакого христианского телевидения. Все, что у них есть, - это воспоминания и Библия. И для меня сегодня великое утешение и праздник, что когда я звоню своей маме и своей сестре, они по сей день читают Библию и молятся. И не отошли от Господа даже там, где нет церкви.

Сейчас еще мой отец на очереди. Несколько лет назад я его посещал, и я приехал с двумя большими кульками, которые были напичканы самыми хорошими продуктами. И вы знаете, мой отец оттаивает потихоньку. Я верю, что день его спасения очень близок. Поэтому благотворите им, и вы увидите, как ваши родственники будут сидеть в церкви справа и слева от вас.

- Спасибо. Слова, не подтвержденные делами, дешевы. Но когда за словами стоит дело… Мы все любим получать подарки. Мы так устроены. И подарки являются этим "катализатором", который умножает силу убеждения. И человек сломается и капитулирует. Спасибо, Дима. Это потрясающее свидетельство. Пожалуйста, посмотрите, рисуется полная картина характера религиозного евангелиста и настоящего реального. Маргита:

Я хотела бы свидетельствовать о своей подруге. Почти 2 года я прожила в Израиле. Когда возвратилась, я со своей подругой встретилась. Она говорит: "Я тебе ничего не буду рассказывать". Она решила, что я буду злиться и осуждать ее за то, что она сделала. Я говорю: "Ты не волнуйся. Это твоя жизнь. Ты можешь жить, как ты хочешь. Это твой выбор. Я тебе не могу ничего запретить. Только Бог имеет право судить. Я не имею такого права". Когда я это сказала, тогда ее сердце растаяло, и она начала говорить о своих проблемах. Она была в церкви года 3 назад, но она испугалась служения. И я поняла, что лучше всего использовать литературу. Чтобы люди не боялись открывать сердце, чтобы они были открыты, должна быть дружба и откровенность.

И еще одна история, которая произошла в Израиле. Я там работала, и было очень интересно. Я познакомилась с одной женщиной. Она была из Грузии. Она рассказывала про свою подругу, что у нее проблемы в семье. Я почувствовала себя маленькой девочкой, которая не может дать никакого совета взрослой женщине. Но я взяла себя в руки и сказала: "Я не могу советовать. Я не такой большой Божий человек. Я лучше дам две книжки." Это была книга ответов на женские вопросы. И я дала этой женщине. А вторая женщина, грузинка, не знала русского языка. И эта подруга ей читала и переводила, проводила с ней время. И я могу сказать, что в ее семье все поменялось к лучшему. Эта семья шла на развод. И я могу сказать, даже не видев эту женщину, что она живет сейчас по Божьим законам через эту книгу. Я ничего не говорила про "Новое поколение". Я только сказала, что это книга, которая ей поможет. И ей это помогло.

Пастор Алексей: Я думаю восьмой пункт в графе "плюсов" как раз так и можно обозначить: откровенность.

Т.е. дружба и хорошие добрые отношения. Откровенность - это ключ к сердцу. Заученные фразы бомбят мозги, но ничего не изменят в жизни. А откровенность идет к сердцу, и сердце будет открываться.

Светлана: Я знаю своего друга уже 20 лет. Он сидел в тюрьме, потом у него был еще один срок, потом еще один. И когда он пришел в гости 7 февраля, в мой день рождения, мы с ним посидели и хорошо поговорили. Я ему рассказала о своей жизни, что я пережила, он рассказал о своей, что он пережил. Мы потом вышли с ним на лестницу. У меня одна комната в общежитии. Когда мы с ним вышли в коридор, я ему рассказывала о Боге. Он слушал меня, я слушала его. И потом он говорит: "Ты меня уже достала. Ты меня укатала. Давай помолимся." Мы помолились прямо там, на лестнице. Это был день моего рождения. Это был самый прекрасный подарок за все мои 36 лет. Потом, когда на следующий день я ему поставила кассету Гинтаса Абариуса "За все заплачено", он сидел, смотрел на меня и говорит: "Что ты со мной делаешь?" Я говорю: "Я ничего не делаю. С тобой это делает Бог". Он говорит: "Покажи мне твоего Бога!" Я говорю: "Ты сам все видишь, о чем я тебе говорила". Я в прошлом марте свидетельствовала, что у меня было 5 операций, у меня был полностью удален желудок. А у него… Он прошлым летом неудачно прыгнул в воду, и у него сломался второй позвонок. Он вошел у него практически в мозг. Теперь у него в черепе ввинчены 4 шурупа и вот такие железяки. Ему врачи сказали: "То, что ты выплыл, - это чудо ". И вот я за него молилась, когда он лежал в больнице. Я к нему приезжала, свидетельствовала. Мы с ним действительно много прошли. Я его знаю уже 20 лет. Я ему однажды говорила: "Айгар, ты знаешь, если есть люди, которые родились "в рубашках", и это считается счастливыми людьми, то мы с тобой родились в шубах, в унтах, шапках, да еще сверху автопилотский костюм, потому что нас Бог действительно очень сильно оберегал и очень сильно спасал."

Пастор Алексей: Я хотел бы обобщить, что мы добавим в этот список?

Светлана: Любовь и верность. Потому что если нет любви, ничего не будет работать. Я это поняла. Он был очень озлоблен и был обижен. Он кричал: "Где Бог, которому я молился? Где этот Бог? Почему со мной это происходит?" И когда я ему говорила, что Бог есть любовь, Он тебя любит и хочет, чтобы ты был спасен, и что Его любовь льется через меня, его сердце стало оттаивать. Действительно, когда человека по-настоящему любишь, он это чувствует. Этот человек действительно очень дорог для меня. Если есть любовь и верность, любое слово будет работать. Это неоспоримые истины.

Пастор Алексей: Сколько ему лет?

Светлана: Ему 35 лет. И он уже спасен.

Пастор Алексей: Я считаю, что сегодня у нас драгоценное служение. Столько разных судеб, столько открывается граней жизненных. Слава Богу. Приглашайте сюда своих друзей, родных, потому что через такие свидетельства наши неверующие родные будут узнавать Бога. Еще одно качество в наш список я запишу - посещение неверующими подобных собраний. Потому что здесь никто не молится, не кричит, бесов не изгоняет. Здесь наизнанку души выворачивают, и люди от этого могут получить благословение и спасение. Я думаю, в такой обстановке можно прекрасно приобщить своего неспасенного родственника к этой жизни. Потому что у людей превратное мнение: "Ну, что христиане в жизни разбираются? Они вообще лохи, вообще ничего не понимают. Знают только "Отче наш"… и все такое".

Нет, христиане - далеко не лохи. Это люди, которые ориентируются в жизни, которые разбираются в психологии и могут помочь людям.

Лаурис: Хочу тоже сказать об откровенности. Ко мне приезжал мой друг и меня евангелизировал. Он много чего говорил о Боге, о церкви, грузил, проповедовал, даже применял не свою интонацию, как он на служении где-то слышал. Т.е. даже в интонации подражал. Я потом, когда увидел и услышал пастора Андрея из Лудзы, тогда понял, откуда у него такая интонация. И меня это очень раздражало. Я с ним хочу нормально поговорить, а он начинает из себя кого-то строить. Меня это отталкивало. А он постоянно месяца два каждый день ко мне приезжал и евангелизировал.

А потом у меня заболели зубы. Я ему говорю: "Ну, если ты такой христианин правильный, дай мне 200 долларов. Мне к зубному нужно. И тогда я посмотрю, какой ты верующий." Он говорит: "Хорошо. Только ты в церковь приедь, а я тебе тогда дам".

Ну, думаю, один раз съезжу, что тут такого? Зато 200 долларов. Первый раз приехал. Он говорит: "Слушай, у меня сейчас нет". Конференция как раз была. "В следующее служение я тебе дам". Приезжаю на второе, слушаю. Сначала все внутри противится. Особенно, когда его мама подбежала ко мне сразу после первого служения, схватила меня за руку: "Иди каяться", - и тащит меня. Меня это тоже очень сильно раздражало. Я говорю: "Слушай, если ты меня сейчас не отпустишь, я тебя оттолкну". В общем, начал грубить ей. Вот такие методы неправильные. Где-то на раз шестой я покаялся. В принципе, внутри я уже покаялся гораздо раньше. Просто вот эта гордость.

А он мне тогда сказал: "Не важно, каким я способом тебя затащил в церковь, главное результат. Кстати, деньги он мне так и не дал.

Пастор Алексей: Так, давайте с этими 200 баксов разберемся. В какую колонку надо занести? Как прием называется? "Кидалово"?

Лаурис: Мне кажется, что можно и в колонку "плюсов". Потому что я был настолько гордый, что я всегда говорил "нет", хотя внутри уже все поменялось.

Пастор Алексей: А вдруг этот друг регулярно использует этот прием? Обещает двести, а потом…

Лаурис: Знаете, а он еще кого-то из друзей таким же способом затащил. Но я ему благодарен, что он меня все-таки хоть таким способом, но привел на служение.

Пастор Алексей: А как назвать такой прием? Давайте так и обозначим: "200 долларов". Это какая-то случайность такая.

Лаурис: Это специально для меня было такое, наверное.

Пастор Алексей: Так, а запрещенный метод - это "религиозный театр", когда идет простое подражание: голос менялся, выражение лица.

Лаурис: Но потом было несколько фраз, которые сказаны были от сердца. Видно, он устал от всего от этого. И вот несколько фраз он в конце сказал просто: "Знаешь, Лаурис, за все в жизни придется платить однажды. У тебя сейчас такой шанс в жизни. Иисус за тебя все заплатил. Если ты придешь, у тебя жизнь изменится. И скоро ты свою жизнь не узнаешь, несмотря на то, какие у тебя сейчас проблемы. Бог все может исправить."

Пастор Алексей: Итак, позитивное было то, что это было постоянно?

Лаурис: Да, в течение двух месяцев он каждый день практически приезжал.

Пастор Алексей: Так что если на одну чашу весов положить религиозный театр и 200 долларов, а на вторую чашу весов положить постоянство, то постоянство перевесило, - и Лаурис спасен. Спасибо.

N: Я считаю, что к приемлемым методам надо добавить еще кассеты. И видео, и аудио. У меня неспасенная сестра, и когда я приезжаю и ставлю кассеты, она потом свидетельствует своим подругам, что есть такая церковь, где приятно послушать не только музыку, но и те добрые слова, которые там поются. И даже когда у них застолья, а я там всегда присутствую, она ставит кассету и предлагает всем, которые сидят за столом: "Вы послушайте, какие правильные песни поют". Вы знаете, это великолепное оружие.

А еще, я считаю, при всяком удобном случае необходимо чтение Библии. Я это испытал на себе. Под любым предлогом всегда можно предложить почитать какое-то место из Писания. Хотя бы притчу. И вот это уже не наше человеческое слово, а работает слово Господа.

Пастор Алексей: Так, записываем: чтение Библии.

N: Да. Вот у меня на работе беспрестанные отнекивания были: "Вот такой ты, растакой. Это тебе надо. Это не наше". Но однажды пришел какой-то такой период, когда уже не надо было уговаривать. И мой коллега говорит: "Слушай, давай просто читать Слово". Мы уже с ними прочитали Иоанна, добрались до Деяний. И он всегда сам приходит и говорит: "Учитель, идем читать Слово". И как бы они не хотели, а теперь приходит еще один, другой, третий, четвертый - и все слушают.

Пастор Алексей: Это как духовная "курилка".

N: И еще хотел бы сказать из опыта, что необходимо знать время и место, где проповедовать своим родным и близким. Это неприемлемый метод - отвлекать их на работе. Работа поглощает внимание любого человека, и человек не воспринимает то слово, которое ты ему несешь. Это я даже по коллегам по работе знаю. Первое время на меня кричали и гнали на меня. Я говорил: "Я рад, что вы меня гоните так, как гнали Иисуса". Но оказалось, я был неправ. Надо знать место, кому и когда проповедовать. Однажды на базаре я лишился 10 рублей, потому что она мне не дала сдачи, когда я проповедовал.

Пастор Алексей: Т.е. следующий пункт - это знать место, где проповедовать.

N: И необходимо добавить: не надо искать своего, когда ты проповедуешь. Это любопрение, когда ты начинаешь желать победы в дискуссии. И человек это чувствует. Лучше быть униженным. Ты можешь спокойно уйти, зная, что в любом случае ты сделал свое дело, и ты - победитель. У меня на работе это было. А сегодня я - победитель. А когда ты без всякой любви к людям начинаешь о чем-то говорить, то лучше замени свое слово, переведи как-нибудь на чтение Библии. Это будет намного эффективнее.

Татьяна: Я 6 лет в церкви. 5 лет я молюсь за своего неспасенного мужа. Я слушала пастора Ольгу, и поэтому очень сильно ему служила. Дома порядок, всегда приготовлена еда. Я вставала рано-рано, чтобы приготовить ему что-то вкусное к завтраку. Он это хорошо принимает, и он к этому привык. Сейчас такая ситуация: уже год, как он потерял работу. Но он привык, что я ему служу. Теперь я и работаю, и дом содержу в порядке. Делать он практически ничего не хочет. Он привык, что я все время ему служу. Он сейчас уже общается с людьми из церкви. У нас в Золитуде есть христианские семьи, и мы общаемся. Он общается с этими людьми, принимает от них благословения. Он так рад. И мы вот так мирно существуем. И он как бы принимает все. Он пришел на "Терновый куст", он смотрел "Исход", но вот в церковь ходить он совершенно не хочет. Если я говорю о служениях, он этого не хочет.

Пастор Алексей: А какое служение вы ему предлагали?

Татьяна: Я иногда просто делюсь, что на служении было. Он как бы принимает, но сам не хочет участвовать.

Вот, была такая ситуация. У меня был день рождения в этом году, пришли друзья из церкви, поздравили, благословили. Он все принимает: "Вы такие хорошие ребята…"

Пастор Алексей: А может быть, просто дело времени? Я понимаю вашу тревогу. Вы воспитали…

Татьяна: Он такой пассивный. Я вообще ничего не понимаю!

Пастор Алексей: Какой вопрос у вас? Что делать с ним?

Татьяна: Да. Ведь это длится уже довольно много времени. Ему хорошо живется, он окружен хорошими людьми, но при этом никаких сдвигов в сторону к Богу как-то нет.

Пастор Алексей: Он перестал искать работу?

Татьяна: Он работал всегда сам. Он был всегда на высоте. И вот он обанкротился. А сейчас начальником его никто не берет, а физически работать он не привык.

Вот все сейчас так классно свидетельствуют, а у меня муж в таком состоянии, что стоит вот памятник, и все время цветы к подножию подносить надо и пыль стирать.

Пастор Алексей: Ну вот, пока цветы цветут, я думаю, надо продолжать класть их к памятнику. Мне кажется, это вопрос времени. Бог сказал, что всякое слово, которое исходит из уст Божьих, оно не возвращается к Нему тщетным. Во что вы верите, то и будет происходить в жизни мужа. Мне кажется, здесь других схем не существует. Вот каким вы видите его, таким он и будет. О чем вы пророчествуете, то и будет. Потому что вы сами строите модель жизни своего мужа. Потому что неверующий муж освящается женою верующею. Признает он или не признает, ходит в церковь или не ходит, но вы насыщаете атмосферу исповеданием Божьей воли. Вы говорите: "У тебя будет прекрасная работа. У тебя будет карьера. Ты будешь нормальным начальником. Весь потенциал, который Бог в тебя вложил, раскроется, и мы вместе будем служить Богу". Вера от слышания. И что такое "муж освящается"? Это когда вольно или невольно, сознательно или несознательно ты строишь ему карьеру, ты строишь ему модель. Кем ты хочешь видеть его, тем он и будет.

Татьяна: Да, но когда я ему говорю, что он найдет хорошую работу, он очень раздражается.

Пастор Алексей: А ты Богу говори об этом, пророчествуй, и все.

Татьяна: Знаете, почему я спросила? Потому что я думаю, что, может быть, я его очень избаловала?

Пастор Алексей: Женщины, кто бы мог дать конкретный совет Татьяне, имея в прошлом аналогичный опыт? "Алексей, тебе легко говорить. Во-первых, ты не женщина, а во-вторых, ты никому цветов к памятнику не ложил". Женщины, кто хочет дать совет? Вот пожалуйста, Айя.

Татьяна: Я тоже подобный путь прошла. Я тоже одна содержала семью. Сначала я его пилила. Потом я просто молилась и терпела. И я добилась того, что сейчас он сам пришел. Он тоже не хотел: "Я не пойду и за 100 латов". Но он нашел свою нишу. И сейчас он помогает мне, воспитывает ребенка.

Пастор Алексей: Что вы можете посоветовать Татьяне?

Татьяна: Молиться и терпеть. Все, что нам надо. И служить, потому что другого выхода нет.

Пастор Алексей: Итак, совет первый - терпение и любовь святых и служение.

Татьяна: Библия говорит, что мудрая жена созидает дом. И никуда ты от этого не денешься. Как бы ты не хотела. Мы часто решаем проблемы по-мирскому, а это абсолютно неправильно.

Пастор Алексей: Спасибо, Айя. Инта, что бы ты посоветовала? Может быть, многие сейчас в зале приблизительно так думают: "Я избаловала своего мужа. Жлобина сидит, привык к вкусным завтракам и обедам. Может быть, поменять методику, подсунуть какую-нибудь крысу туда? Может, тогда он изменится?" Не надо крыс кидать.

Инта: Я согласна с Айей. Чтобы спасся муж, нужно очень большое терпение и молитва Богу. Когда я покаялась в этой церкви, в нашей семье был полный матриархат. Я была главная. Что хотела, то делала, и это было законом. Когда я пришла в церковь, покаялась и увидела, что это очень классно, то решила, что для мужа это, конечно, тоже нужная вещь. Я пришла домой и сказала: "Миленький, через неделю пойдешь в церковь". Поскольку он уже привык за 10 лет послушания жене, то без всякого возражения пришел. Но оказалось, как потом он сказал, он пошел, чтобы не было дома ссоры, чтобы мир в дом пришел. Поэтому неудивительно было, что когда был призыв к покаянию, и я смотрю, муж сидит и не движется. И думаю: "Что такое? Всем надо, а ему не надо?! Я же знаю, что ему надо!" Я же раньше вместо него все время думала, руководила и все делала. И вот, мое терпение лопнуло, и в конце концов я уже слышу, что уже последний призыв идет. Я ему в бок как дала и говорю: "Ну-ка, вперед!" Вы знаете, он встал, как робот, и пошел. Но самое удивительное было то, что покаяние его было искреннее и реальное, потому что когда он покаялся, вернулся на место, то начал сильно плакать. И когда я начала его поздравлять, он мне говорит: "Я не понимаю, что со мной происходит". Я говорю: "Бог к тебе пришел. Чего ты не понимаешь? Я же все понимаю. Я тебе все объясню."

Так что, может быть, вначале это все негативное и ненужное Бог использует для Своих целей и для спасения наших мужей. Но потом три года муж ходил в церковь, как к зубному врачу. И после каждого служения мы ссорились. Это уже была как бы традиция, потому что я "духовная" была слишком, а он слишком плотской. Он ничего не понимал, но ходил в церковь. Это сейчас все весело и как юмор звучит, но по сути все эти три года в основе лежала очень и очень глубокая молитва. Можно сказать, что на коленях перед Богом, со слезами. Просто вымолить, выплакать.

Вымолить мужа и знать, что его спасение - это воля Божья, и не согласиться ни с чем другим. Если мы муж и жена, одна плоть, мы должны быть вместе в церкви, вместе служить и все остальное.

В моей семье перемена пришла тогда, когда встал вопрос о моем служении. И тут я уже встала и сказала: "Бог! Если муж не разрешит, не благословит меня на служение, я не буду служить Тебе. Если Тебе надо, чтобы я служила, измени его, потому что Царство, разделившееся внутри себя, устоять не сможет". И больше ничего. Я Айвару один раз сказала: "Я хочу служить", - он сказал: "Нет, ни в коем случае! Никогда в жизни!" И я просто говорила: "Бог, если Тебе надо мое служение, измени мужа". И знаете, подходили ко мне очень многие из сестер и толкали меня на неправильные действия. Они говорили: "Муж твой - не Бог. Что там Айвар? Что там с его мнением считаться? Зачем это надо?" Но внутри что-то говорило, что я иду правильным путем. Но очень интересно было то, что по мере того, как я смирялась, мой муж возрастал в гордости и амбициях. И я на это смотрела с удивлением. И я думала: "Как это может быть?" Потому что чем больше я смирялась, тем больше он ходил, как павлин: "Наконец-то жена просит у него разрешения!" В первый раз в жизни считается с его мнением и просит его благословения. И можно сказать, что именно этим я приобрела и служение, и мужа для служения. И просто это было чудесно, когда через два месяца я спросила: "Айвар, я могу служить?" Он сказал: "Да, я тебя благословляю". И я вошла в служение с благословением мужа, и это мне очень во многом помогло.

И еще я хотела бы сказать об очень практическом методе для спасения друзей. Я использую дни рождения своих близких и знакомых, чтобы поздравляя их, читать Слово Божье. Очень подходящее слово нахожу и говорю очень много добрых слов об этом человеке при всех. И это всем нравится, это всех строит, и это плавит их сердца. Потому что при такой подаче слово Божье не воспринимается в штыки, а оно воспринимается очень позитивно, хорошо и строит отношения между мной и этими людьми. Это я делаю и на работе, и в семье, и с родственниками, и с друзьями. И я увидела, что это очень хорошо работает.

А когда я пришла ко спасению, то в последний этап моего спасения Бог подключил подругу моего детства. Меня взяло то, что она размышляла очень логически и практически. Просто мне повезло, что Бог мне поставил впереди человека, схожего с моим типом мышления и характера. И поскольку я три года искала путь к Богу: Склизовский, Блавадская, медитация и т.д. - то я увидела это отличие Евангелия. Что там одни только знания, знания, знания, которые вообще-то ничего практически не меняли в моей жизни. А здесь, когда моя подруга просто стала рассуждать, я увидела практическую часть, чего не хватало во всех этих учениях. А негативное было то, что когда я уже стала "умной", я же гору книг прочитала за три года, мы с подругой стали ссориться: я стала доказывать свою правоту, она стала доказывать свою. И вот тогда у нас уже контакта не было. Теперь-то я понимаю, что в ссору не надо вступать и доказывать свою правоту тоже не надо. Даже если ты чувствуешь, что ты прав.

И еще, что людей отталкивает, это когда свысока на них смотрят: "Вот если бы ты читала Библию…" Это тоже отталкивает людей, когда мы хотим их привести к Господу.

Пастор Алексей: Айвар, теперь тебе слово.

Айвар: Я хочу только подтвердить слова моей жены. И всем женщинам, у которых мужья еще не покаялись, сказать: служите мужу, и ваши молитвы и служение ему принесут вам большой успех в жизни. И не верьте, когда ваш лидер, как Инта говорила, говорит: "Не слушай мужа своего". Лучше слушать мужа. Это очень важно. Потому что когда жена в послушании мужу, Бог все равно изменит сердце мужа, и он все равно покается, он все равно будет служить Господу.

А к негативным моментам могу добавить - христианское высокомерие. Это очень отодвинуло меня в духовном развитии. Очень. Когда я беседовал с такими людьми, с которыми мы общались, они всегда говорили свысока: "Что ты знаешь? Что ты читал?" - "Я много читал". - "А Библия - это самая важная книга". Понимаете, если я не верю, то что мне эта Библия? Просто книга. Как все другие книги. И что меня взяло, чтобы я начал служить, поверил и покаялся? Это, во-первых, жена. И во-вторых, - жизненный опыт и пример других христиан. Я на них смотрел и видел, что у них изменяется жизнь. Мой друг, например, раньше пил. Уверовал - теперь больше не пьет. Курил - не курит. И преуспевание. И материальное, и прочее.

Пастор Алексей: Итак, запишем. Вера, подтвержденная делами.

Айвар: И еще, самый важный метод евангелизма, - это жизненный пример. Образец жизни. Мы должны показывать всем нашим знакомым, родственникам, которых мы хотим взять для Иисуса, свою праведную жизнь. Как мы живем, как мы общаемся с детьми, как наша семья существует, как мы сеем, как мы за столом молимся, благословляем пищу. Это все они видят, и это пример для них.

Татьяна: Я хотела бы рассказать про себя. Как я к Богу пришла. Это было в декабре 2000 года. У меня родня - все верующие. Бабушки, тети, дяди. Они пятидесятники, крещены все Духом Святым. Так вот, тогда, в декабре, я заболела, у меня жар был, мне очень плохо было. Лекарств не было, вообще ничего не было. Я шла по улице и молилась: "Господь, я не хочу так жить. Но жить я хочу. Именно что жизнь такая надоела. Я хочу жить по-другому". Я шла к сестре. Она сейчас в церкви со мной вместе. А тогда я к ним пришла, мне больше некуда было идти. Она, видя мое состояние, сказала: "Оставайся ночевать". Я осталась. Когда она мне постелила, и я легла, мне так тепло и хорошо стало. Вот эта любовь верующих - когда от чистого сердца, ты ее чувствуешь очень сильно. И у меня такой жар начался, я говорю: "Мне плохо". Она меня спрашивает: "А ты веришь Богу?" Я говорю: "Я верю Ему. Я просила у Него изменить мою жизнь". Она говорит: "Давай, повторяй молитву". И она стала произносить молитву с такой верой, и вот этот дух веры перешел ко мне. Я повторяла, что я исцелена, что кровь Иисуса Христа омывает меня. Она просила, призывала, и я почувствовала, что у меня жар спал. И вот через это чудо я и пришла к Богу. Конечно, 10 дней она меня евангелизировала. Но евангелизировала так, что я не понимала ничего, но не перечила ей. Я понимала, что Библия есть Библия, слушала это слово. Но ей, как человеку, я не верила, потому что не видела в ее жизни того, о чем в Слове пишется. Очень многие христиане говорят цитаты из Библии, а в жизни ничего у них не подтверждается. Но если человек живет так, как говорит Слово, то эта сила идет изнутри его. И слушающий тогда верит ему: "Точно, в десятку попала!"

И вот у меня эта болезнь прекратилась, и 10 декабря она мне предлагает: "Пойдем на второе служение?" И я согласилась: "Пойдем". Мы пришли. И тогда в фойе мы сидели. Я сижу, слушаю, Андрей Кочкин призывает к покаянию.

Инта говорила, что она мужа так толкнула: "Иди давай!" А меня Бог так: "Иди, давай". И я, как пуля, выскочила, стою, плачу: "Какой хороший пастор! Какой он чистый! Какой опрятный! Как здесь светло! А все грехи мои сейчас вылезут, и все будет нормально". Я так поверила. Потом Яков Степанович говорит: "Ну, кто у нас тут "молодые"? Надо водное крещение принять". И чувствую внутри: "Все, докурилась. Как водное крещение примешь, перестанешь курить". И сразу как бы увидела: Яков Степанович окунает меня в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа, и все грехи мои в сливную эту дыру уходят. И я выхожу светлая, чистая такая. И так оно и получилось, что после водного крещения у меня отвращение к дыму, тошнота к алкоголю. Это такое великое чудо. И сейчас меня Бог поднимает. И я хотела еще сказать, что если ты евангелизируешь и если человек в дом пришел к тебе, то не надо говорить заученно: "Вот так говорит Господь. Так пишется в Слове". А говорите то, что из сердца выходит: как вы делали, как вы хотите сделать. Потому что человек сразу почувствует, лжете вы или нет.

Вот и сегодня на покаяние я привела девушку. У нее глаза заблестели. И когда она у меня спросила об одной ситуации, я ей честно сказала: "Ты не переживай. Ты не слушай, что о тебе люди говорят. Я была в ситуации худшей, чем у тебя. Посмотри, из какой грязи Бог меня вывел, как на ноги поставил. И я теперь стою крепко и смотрю прямо в глаза людям. Я знаю, что впереди нас ждет очень много хорошего, если мы будем с Богом. Самое главное - быть с Ним".

Пожилая женщина: Я хочу поблагодарить Бога и Алексея с Ольгой, что эта тема вообще стала открываться в нашей церкви. Это так необходимо. Это нужно всем. Мы чувствуем ответственность за судьбы своих детей и всех дальнейших поколений. Если мы, родители, бабушки и дедушки, правильно будем воспитывать детей, то у нас не будет несчастливых браков. И еще хотела добавить. У меня 14 человек из родства спаслось. Когда я пришла в церковь и услышала, что "спасешься ты, и спасется весь твой род", я это приняла, и поначалу орала дома: "Я - восстановитель развалин! Я самая первая пришла!" Я была так горда, что я - "восстановитель развалин". И Бог действительно отвечал на эти пророчества. Но я хочу сказать, что мы должны вникать в проблемы своих родных. Вся наша жизнь проходит в общении друг с другом. Поэтому надо интересоваться их здоровьем, делами ближних людей. Это все те ниточки, те, может быть, кривые в начале пути, которыми мы можем прийти к ним. Бог использует любого, не смотря на возраст. Он как-то в моем родстве поставил людей уже преклонного возраста, но через них покаялся один человек, другой, третий. Инта правильно сказала про матриархат. Да, у меня в семье тоже было неправильно. Вот мы можем свидетельствовать своей жизнью и личным примером о том, что произошло в твоей жизни, среди родных, которые видели нас, знали с детства. Мы должны своей жизнью свидетельствовать о реальности Бога. Это свидетельство очень действует на людей, когда они видят, как ты изменилась, какое у тебя здоровье, как у тебя дела, как ты рассуждаешь. И прощение. Очень важно простить всех своих близких, родственников. Прощение является тем оружием, которым мы можем поразить врага в наших родственных связях.

Пастор Алексей: Я думаю, что темой нашей следующей встречи можно сделать "Обращение сердец отцов к детям". Потому что родственники между собой имеют очень много склок и неурядиц. Имея непрощение, ты никогда не сможешь достичь людей. Часто родственные отношения покрыты коррозией этого непрощения. И может быть, стоит поговорить об искусстве прощения. Ветхий Завет заканчивается такой мыслью, что Бог в последнее время пошлет Ангела Своего, который обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам.

Что это за чудо, когда сердца родителей обращены к детям? Что такое, когда сердца детей обращены к отцам? Не мысли, не подарки, не деньги. Потому что для людей не это главное.

Последняя половина нашей встречи имела такую очень теплую волну, когда речь пошла о добродетели, о любви и верности. Вы почувствовали, что сразу мы здесь зацепили вот этот евангельский нерв? Все остальное, что было перед этим, это все идет как подготовительный вариант.

Я думаю, что любовь и добродетель - это большая область, в которой есть очень много важных моментов. И давайте поговорим о том, как сердца отцов обращаются к детям, как сердца мужей обращаются к женам, как сердца детей обращаются к родителям, потому что это на самом деле великое искусство. И Ветхий Завет заканчивается тем, что проклятие на земле заканчивается и благословение новой эры начинается с того, что " гражданская война " в семьях заканчивается.

Мы как бы вскользь сказали про "гражданскую войну". Но что такое война? Это изматывает всех, опустошает всех, хоронит всех. В руины превращает целые судьбы. Может быть, нам стоит взвесить, подготовиться к разговору об искусстве прощения.

"Прощать" - это признак силы или слабости? Обида, горечь. Откуда все идет? Ты у неверующего родственника занял деньги. Родственник же тебе всегда будет напоминать: "Эй, ты, евангелист. Ты мне сначала верни долг, а потом с евангелием приходи!" А ты как бы это пропускаешь и говоришь: "Вот, он такой-сякой, не хочет каяться". Ты покайся, что ты долг не вернул.

И если так опуститься в рутину наших будничных отношений, мы с вами будем просто удивлены, насколько просты, оказывается, методы спасения. Рассчитайся с долгами, не будь должным никому ни в чем.

И давайте поговорим именно об этом, об искусстве прощения. Как разрядить атмосферу? Почему появляются обиды? По каким причинам сердца отцов отворачиваются от детей, а сердца детей отворачиваются от родителей? Насколько правомерно покаяние родителей перед детьми? Насколько правомерно покаяние детей перед родителями? Т.е. если ты взрослый, зачем у ребенка прощение просить? Нужно это или нет?

"Прощение как путь ко спасению наших родственников", - это будет темой нашей следующей встречи.

В заключение я расскажу об одной встрече. Я давно уже не встречался с людьми, которые альтернативно мыслят и альтернативно рассуждают.

В пятницу в аэропорту, после того как проводили Ольгу, поднялись на 2 этаж в "Лидо". И при входе в ресторан встретили человека, который когда-то к нам в церковь ходил.

- "Привет, как дела? Где работаешь? В церковь какую ходишь? А чего к нам не приходишь?"

- "А что у вас делать?"

И я чувствую, этот вопрос, как воронка. И как будто сигнал такой. Ну, я и остановился:

- "Как, что делать? Богу служить и людям служить".

Он остановился, пристально взглянул:

- "Алексей, тебе не кажется, что ты оторвался от реальной жизни?"

Я говорю:

- "Нет, мне так не кажется. Наоборот, мне кажется, что я погряз в этой реальной жизни так, что по уши. Дальше некуда. А что ты понимаешь под словом "жизнь"?"

- "Ты хоть понимаешь, что все это рутина? Все, чем ты занимаешься".

- "Как рутина? Проповедовать Евангелие - рутина?!"

Я думал, что это просто какой-то оппонент из христианской среды. Куда там!

Я ему говорю: "Ну вот мы занимаемся тем, что помогаем людям. Служение людям - это самое высокое призвание в жизни. Человеку было плохо, а потом ему стало хорошо. Если говорить по большому счету, - то правительство, экономика, идеология страны". Перечислил спектр нашей работы.

Он в ответ: "И это ты называешь жизнью?"

- "Да. Служение людям - это самое великое призвание в жизни".

- "А не кажется ли тебе, что твое служение - это попытка решить собственные неразрешенные проблемы?"

- "Нет, мне так не кажется".

- "Знаешь, реши сначала свои проблемы, а потом решай другие".

- "О.к. Какие-то свои проблемы я уже решил. И на уровне решенных проблем я делюсь с другими опытом и тем утешением, которым Бог меня утешил. Когда привозят в хирургическое отделение изувеченного человека, и хирург делает операцию, он что, решает свои неразрешенные задачи?"

- "Да. Он пытается доказать, что он лучше другого врача".

Друзья мои, я давно уже не встречался с людьми поврежденного ума и был очень удивлен. Этот человек был когда-то в нашей церкви. Это человек, который слышал Слово Божье. И я был очень удивлен тем, насколько человек может вот так сдвинуться. Мне даже интересно стало. Он говорит: "Знаешь, у 99% всех врачей, ученых, политиков - это все корысть, все тщеславие." Я говорю: "А откуда ты такие цифры взял? У тебя что, целый институт работает по опросу населения, по исследованию мотивации деятельности людей? Откуда ты это знаешь?" Он отвечает: "Эгоизм - это первый шаг к Богу". Причем он не прикалывался. Это его убеждения. Я говорю: "Нет, ты ошибаешься. Эгоизм - это путь от Бога, потому что в Боге нет эгоизма. Бог возлюбил мир и отдал Сына Своего…"

Он не слушает: "Давай нормально о жизни поговорим! Что ты меня грузишь опять? Бог мир возлюбил…" Я понял, что мы на разных территориях. Я говорю: "Стоп. Евангелие для тебя является авторитетом?" Он говорит: "Нет. Его 10 раз переписали".

Тогда мне стало ясно. О чем можно говорить? О чем можно говорить, если в жизни нет абсолютных категорий? От чего ты отталкиваешься? Кто тогда определяет, что такое жизнь, а что такое смерть? Кто определяет критерии добра и зла? Кто определяет критерии "хорошо" или "плохо"?

- "А Иисус для тебя является авторитетом?"

Наверное, сразу надо было этот вопрос ему задать. Но я как-то рассчитывал, что это мой друг, я его в церкви видел.

- "Ну, знаешь, Иисус… Смотря как на Него смотреть, какой Он авторитет и в какой области".

- "Как Спаситель мира, как Искупитель в нашей жизни".

- "Все, успокойся! Для меня Он таким авторитетом не является".

- "А в силу каких причин?"

- "Ну, скажи, пожалуйста, Он что-нибудь о реинкарнации говорит?"

- "О, приехали! Ты знаешь, что реинканация рассчитана на идиотов, у которых мозги высохли? У которых логика вообще разрушена?"

И тогда меня сорвало: "Поклоняться корове и говорить, что это круто, что это высота? Да это бред собачий! Мне просто интересно, как ты так быстро мог скатиться? Дорогой мой, когда ты помрешь, ты не станешь баобабом. И если для тебя Иисус не авторитет, если для тебя Евангелие не авторитет, то после смерти жарить тебя будут на сковородках долго-долго! Всю вечность! Тот, кто не будет веровать, осужден будет! И ты это знаешь!

Ты - несостоявшийся человек. Ты в жизни не достиг ничего и утешаешься, типа: ну что ж, лоханулся в этой жизни, в следующем воплощении достигну…" Ты в следующем воплощении ничего не достигнешь! Бог никому не дает двух шансов. Бог дает только один шанс!" Он отмахивался: "Все, не лечи меня!"

Вы знаете, если мы не врастем в истину Божью, если мы не врастем мозгами, сердцами, логикой в Божью правду, то дьявол из нас уродов сделает. Снаружи смотришь - вроде нормальный мужик, нормально рассуждает, но внутри уже бесы сплошные. Ему просто говоришь: "Бог возлюбил мир", - и он уже отмахивается, как будто здесь что-то жужжит. Дальше - больше.

- "Знаешь что? Все, что ты здесь перечислил, эта вся активность, это все искусство, политика, - это все мишура и суета. Это лишь бегство от самого себя".

- "А что для тебя жизнь?"

- "А смысл жизни - смерть".

Это учение буддизма: освободиться от этой материи, в которую какое-то злое провидение тебя посадило, как в тюрьму. Т.е. материя - это тюрьма духа. Я посмотрел на него с сожалением и думаю: "Да, приехали…"

Ну и в заключение он Ирак вспомнил: "Христиане - они же все крестоносцы! Мечом, огнем насаживали христианство!" Я говорю: "Ну и что ты хочешь сказать?" - "По-твоему, если Буш будет бомбить, это нормально? Это по Евангелию?" Я говорю: "Взявший меч от меча и погибнет".

- "Все, до свидания! Мне с тобой не о чем говорить!" - и пошел такой нервной походкой.

Я смотрел вслед, и мне, честно говоря, было очень горько.

Вот мы здесь собираемся, рассуждаем. У нас есть критерии добра и зла, у нас есть основание, у нас должны быть какие-то абсолютные истины. Если не будет абсолютных категорий, у нас не будет основания! Ведь все эти его рассуждения философские - это же абсурд! Это сплошь обман и ложь, которые человека уводят от истины, обесценивая его жизнь. Это же проповедь эгоизма, насилия, зла.

Когда он ушел, я подумал: "Это же не просто оппозиция христианству. Это уже стало убеждением человека. Он уже не просто так говорит, он уже так живет. И то, что я называю жизнью, он называет это пустотой. Все, что он называет жизнью, - это для меня пустота. Насколько полярными могут быть жизненные представления!

К чему я это все рассказывал? Я хотел сказать о том, что надо крепко держаться Евангелия! Надо ценить то, что здесь звучит. Потому что людей с неповрежденным сознанием, в которых обитает Бог, не так много. Если человек не укоренится в Боге, в церкви, в Библейском учении, в помазании, то эту пустоту заполнит что-то другое. Если не будет Божьей правды, будет вот такой бред, абсурд и вот такой нонсенс.

Дьявол ходит, как рыкающий лев. И так как они не заботились иметь Бога в разуме, дьявол поселяется в разуме. Кого-то на грехе прокатывает дьявол, кого-то на религии, а кого-то на теологии и философии.

Поэтому давайте дорожить Евангелием, Словом Божьим, которое звучит в церкви каждый день, и приобщать к нему, к Слову Божьему, тех, кто еще не сориентирован в жизни.

На самом деле, друзья, мы должны отвечать за своих родных, за своих ближних, за своих близких людей. Потому что людям нужно спасение.

Отец Небесный, мы благодарны Тебе за жизнь и жизнь с избытком. Мы благодарны Тебе за то, что Ты дал нам истину, слово, эти откровения. Мы благодарны Тебе за каждого человека, который находится в доме Твоем.

Назад Все проповеди Алексея Ледяева Дальше

Все проповеди