Пастор церкви Новое Поколение Алексей Ледяев

Предыдущая Все проповеди Алексея Ледяева Следующая

Реформация совести

Проповедь пасторa Алексея Ледяевa (церковь "Новое Поколение")

13 апреля 2011 года, Рига, Латвия

Сначала бегло напомню то, о чем говорилось в прошлый раз.

Почему я уделяю особое внимание вопросу совести?

Наше богословие имеет прочный фундамент – учение о вере.

Мы выросли на учении веры: “мы должны иметь веру Божью”, “верой побеждаем грех, верой противостоим дьяволу”, “верой праведник жив будет”.

Это абсолютная истина.

Но вера имеет свое корневище. И этим корневищем веры является совесть.

Дела веры – это то, что мы видим. Это наше поведение, наши поступки, наши молитвы. А без дел вера мертва.

Моя вера – это есть совокупность моих дел.

Но вера произрастает из некоторых глубинных слоев. И это есть не что иное, как совесть.

Совесть – корневище веры

Совесть – это есть корневище веры. Это некий внутренний механизм, который определяет критерии добра и зла.

У каждого человека своя шкала ценностей.

Мы вроде все христиане, но у нас у каждого своя шкала ценностей, свое понимание того, что есть добро и что есть зло, что можно делать, а чего делать нельзя, что запрещено, а что разрешено.

Кроме того, что мы слышим снаружи, извне, когда нам говорят о том, что такое хорошо и что такое плохо, вся внешняя информация обрабатывается на внутреннем уровне. И мы поступаем согласно тому, что нам говорит наша совесть, а не тому, что нам говорят наши родители, пасторы, учителя и даже Сам Господь Бог.

Совесть – это Закон внутри человека. Это есть шкала ценностей, это есть как раз то внутреннее нравственное мерило, которое человеку говорит, что есть добро и что есть зло, что есть праведность и что есть грех.

И Бог, при всей Своей справедливости, признает суверенитет человеческой совести. Он признает как индивидуальную волю, так и индивидуальную совесть человека.

И мы очень хорошо понимаем, что какова совесть, такова вера.

Немощная совесть – немощная вера.

А немощная вера создает немощную судьбу.

Вот почему учение о совести чрезвычайно важно.

Совесть формирует веру, вера формирует судьбу.

Поэтому, чтобы изменить парадигму веры, нам нужно изменить парадигму совести.

Мы с вами выяснили, что совесть – это симбиоз врожденного качества и качества приобретенного.

Когда Бог творил человека, Он вложил в человека Свои образ и подобие. То есть на инстинктивном уровне Господь вложил в человеческое естество определенную программу.

Совесть как врожденное качество – это программа соответствия творения со своим Творцом.

Написано, что “от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли… дабы они искали Бога” (Деян. 17:26-27).

Что заставляет человека искать Бога?

Эта программа – это врожденное качество соответствия творения со своим Творцом.

“...дабы они искали...” Люди ищут Бога не потому, что им делать нечего. Люди ищут Бога, потому что в естество человека Господь вложил Свой образ и подобие.

Что такое врожденная совесть?

На инстинктивном уровне это есть образ и подобие Божье в человеческом естестве.

Но совесть также является качеством приобретенным.

То есть, существует религиозно-этическая надстройка совести.

• То есть, совесть – это также продукт воспитания семейного, церковного, культурного. Это продукт образования и, конечно, определенных законов. Таким образом, совесть формируется определенными знаниями. И, следовательно, совесть подвержена развитию.

Евангелие очень ясно описывает нам, что совесть находится в процессе.

Либо она совершенствуется, развивается, становится тверже, становится доброй совестью в Духе Святом, и человек становится совершенной личностью, либо, если человек ее гасит, топчет и сжигает, происходит деградация совести и, как следствие, – деградация личности.

Состояние совести определяет состояние человека: состояние его веры, состояние его судьбы и, в целом, будущности.

Итак, Бог признает суверенность совести.

И в то же самое время у Бога есть огромное желание, чтобы “все спаслись и достигли познания истины”.

То есть, у Бога есть огромное желание вернуть Свое творение Себе.

Кем бы ни был человек, к какой бы он ни принадлежал расе, какими бы грехами ни грешил, каким бы языческим богам ни поклонялся, к какой бы религии ни принадлежал, через Иисуса Христа Бог желает возвратить все творение Творцу, то есть Себе.

Осуществима ли эта цель, или нет?

Иисус Своей Церкви поручил: “Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Духа Святого…” (Матф. 28:19). Это задача, которая стоит сегодня перед Вселенской Церковью.

Она стоит и передо мной, перед пастором локальной церкви.

Кем бы мы ни были, мы стоим перед Богом в ответственности то окружение, которое у нас есть, привести к Богу.

И мы с вами понимаем, что если мы сможем активизировать совесть человека, мы изменим его судьбу. Если мы не сможем докопаться до совести человека, мы никогда судьбу его не поменяем.

Реформация совести

Реформация человеческой жизни, реформация даже религиозной веры, реформация религиозного мировоззрения начинается с реформации человеческой совести.

Что такое реформация свести?

Прежде чем пахать какое-то поле, мы изучаем, что это за поле и что за люди окружают нас.

Как во времена Иисуса, так и сегодня, мы имеем двойное окружение.

Первый круг людей, которые нас окружают, – это религиозная среда.

И второй круг – это мир.

Как во времена Иисуса в Израиле были и религиозные иудеи, и были язычники. Религиозные люди имели свое воспитание, свою культуру, свои обряды и свою религиозную совесть. Работать с ними было очень сложно.

Петр был помазанным апостолом, чтобы работать с этим внутренним кругом. Ему дана была благодать работать с людьми религиозными, набожными.

Апостол Павел был помазан на то, чтобы покорять язычников вере. Это уже работа с другим классом людей.

Но, тем не менее, у Бога есть желание спасать как тех, так и этих.

Я думаю, в миниатюре каждого из нас окружают люди тех же самых двух категорий. В первую очередь, нас окружают люди из “Нового поколения”. Обязательно есть в родстве баптисты, пятидесятники, лютеране, католики. То есть люди религиозные.

А вот уже сослуживцы, друзья по футболу, рыбалке являются язычниками, которые в церковь не ходят, Библию не читают и даже Рождество и Пасху не празднуют.

• И перед нами стоит задача реформировать не только религиозную совесть набожных людей, но и реформировать языческое мировоззрение и сознание неверующих знакомых.

Разнообразие религиозной совести

Совершенно не секрет, что сколько церквей, сколько деноминаций, столько и различных учений.

А поскольку совесть зависит от знаний, а в каждой церкви свои знания, и у каждого христианина свои учителя, то, вы представьте только себе, какое же огромное разнообразие религиозной совести у богобоязненных людей.

И в Первом послании к коринфянам, в восьмой главе, апостол Павел дает краткое учение о многообразии религиозной совести.

Сначала мы изучим, кто нас окружает, изучим, кто мы, и потом попробуем приблизиться к вопросу, что с этим делать.

1 Кор. 8:1-4

О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.

Имейте в виду, что это учение апостол Павел преподавал в церкви.

Что такое церковь?

Это собрание людей.

Вчера еще они были язычниками, вчера еще они могли гадать и колдовать. Кто-то из них был даже астрологом, кто-то поклонялся Артемиде…

И вот они встретились с Иисусом и покаялись. И теперь в церкви сидят разные люди, и у каждого – свой бэкграунд.

• И поймите, что покаяние меняет базовую, инстинктивную, составную совести.

А вот религиозно-этическую ее надстройку, то есть знание, предстоит как раз реформировать. Все эти старые полуязыческие, полунаивные, полухристианские предрассудки нужно вычистить. Потому что, как Павел здесь пишет: “Мы должны иметь знание от Бога”.

Для того, чтобы нам иметь чистую и неповрежденную совесть, нам нужны чистые и неповрежденные знания от Бога.

Для того, чтобы освободиться от религиозных предрассудков, которые являются неким коктейлем полуязыческих знаний и традиций и полухристианских представлений, нам необходимо идти в Библейскую школу, нам нужно день и ночь пребывать в учении апостолов.

Для того чтобы иметь чистую и неповрежденную совесть, нам нужны фундаментальные знания от Бога, которые изложены в учении Апостолов.

Если человек не учится, если человек не вникает в себя и в учение и не занимается сим постоянно, его совесть может в течение 20-30 лет его христианства оставаться немощной. А если его немощная и уязвимая совесть не меняется, то и его вера не меняется. А немощная, уязвимая вера создает немощную, уязвимую судьбу.

Это христиане, которые вечно жалуются. Их соблазняет это, им не нравится то. Они чувствуют, что “помазание ушло” из-за того, что что-то здесь не то прозвучало. И они становятся капризными, болезненными, недоразвитыми Божьими детьми.

Но, друзья, задача церкви: немощных делать сильными.

Бог никогда не давал мандата немощным христианам контролировать и управлять церковью!

Бог дал мандат церкви обучать, вразумлять, исправлять и представлять Богу людей совершенными в Иисуса Христе и просвещенными (Кол. 1:28).

В этом Послании на повестке дня стоит вопрос об употреблении идоложертвенного.

Я на повестку дня ставлю вопрос о Боге и об идолах.

Вчера были идолы в одном измерении, сегодня идолы в другом.

Но как Бог вчера, сегодня и во веки Тот же, так и идолы вчера, сегодня и во веки те же.

Религиозные люди, которые не имеют достаточно информации, преувеличивают значимость идолов и умаляют значимость Бога.

Люди духовно зрелые понимают, что Бог – все во всем, а идол в мире – ничто!

Немощная вера говорит, что идол – это очень великая сила. Зрелый христианин говорит, что идол в мире – ничто.

И христиане ссорятся между собой годами, доказывая друг другу свою позицию. Один доказывает, что идол – это опасно, что идол может угрожать, и поэтому мы должны избегать того, другого, третьего.

Апостол Павел утверждает: “Идол – это ничто. А если идол в мире – ничто, то зачем мне бояться того, что есть ничто?”

В чем парадокс религиозного невежественного мышления?

В том, что они боятся того, чего бояться на самом-то деле не надо.

Знание от Бога

Но здесь Павел также преподает очень важную науку мудрого отношения к немощным христианам.

Естественно, сам он входит в разряд зрелых, мыслящих, посвященных христиан, которые имеют знание от Бога.

Знания от Бога утверждают: “Идол в мире – ничто”.

Поэтому лично мое отношение к идолу – нейтральное. Я знаю, что Бог велик и у Бога есть больше власти, чем у религиозных предрассудков. И если Бог на моей стороне, то идол мне ничего не сделает.

А здесь речь-то шла о питании всего лишь.

Язычники приносили в жертву козлов, тельцов, баранов. Потом это мясо продавали на рынке. Были люди, которые говорили: “Нельзя нам это есть! Это колдовство. Это мясо полно бесов...”

Помните, как Жириновский брал гамбургер и говорил: “Смотрите, бацилла буржуазии!”

И приблизительно так же христиане брали идоложертвенное и говорили: “Там бесы! Там бесы!”

А Павел заходил туда и благословлял мясо, говоря: “Даже если в нем бесы, то именем Иисуса Христа я его благословляю – и бесы выйдут вон!” – и с удовольствием все ел. И потом говорил: “Спасибо, Господь, за то, что Ты сотворил козлов, тельцов и овнов. Я принимаю эту пищу с благодарением”

Это человек, который имеет знание и понимание от Бога. И он говорит, что “идол в мире – ничто, поэтому, благословив даже что-то смертоносное, могу съесть – и не повредит!”

У Павла была вот такая позиция.

То есть его совесть, просвещенная Божьими знаниями, формировала его веру, его свободу.

И поэтому он говорил: “Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною” (1 Кор. 6:12).

Идол в мире – ничто”. Но не у всех такое знание.

И Павел пытается объяснить, что, хотя и есть так называемые боги – или на небе, или на земле, много разных богов и господ много, – но у нас один Бог и Отец всех, Который над всеми и через всех, и во всех нас (Еф. 4:6). И мы для Него.

И один Господь Иисус Христос, Которым все создано, что на небесах и что на земле, – все Им и для Него создано (Кол. 1:16).

Немощные люди видят идола, себя в этом идоле, идола в себе, и они бегут от этих идолов, и у них вокруг сплошные соблазны, вокруг сплошная подстава. И они ждут, когда на небо пойти.

Апостол Павел говорил: “Я вижу везде Бога. Мы в Нем, Он в нас, мы через Него, Он через нас, мы Им живем, движемся и существуем”.

Друзья, вот что необходимо нам понимать: в каком измерении мы с вами существуем?

Немощные люди видят вокруг сплошные опасности. Они преувеличивают значимость религиозных предрассудков. Невежество рождает чудовищ.

Если человек представляет, что вокруг него сплошные бесы...

Я вспоминаю одну историю.

Человек долго шел по пустыне. Устал, проголодался и возжаждал. И тут увидел дерево. Он сел под ним, но не знал, что это дерево исполнения желаний.

Сидит и думает: “Вот бы сейчас поесть!” – и тут же появляется скатерть, и на ней – что хочешь! Он наелся и подумал: “Вот бы сейчас хорошего вина!” И тут же перед ним бутыль с вином. Выпил... И подумал:

– “Нет, здесь что-то не так... Наверное, сейчас бесы придут и убьют меня...” Бесы пришли и убили его.

И ты думаешь: “Алексей, что ты за сказки рассказываешь?”

А я не сказки рассказываю, а я иллюстрирую принцип, что каждый праведник своей верой жив будет.

Веришь, что умрешь, – умрешь. Веришь, что этот идол тебя уничтожит, – придет и уничтожит.

Апостол Павел пишет: “Я уверен, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто” (Рим. 14:14).

Я говорю сейчас о кулинарных чудесах идоложертвенного происхождения.

Религия гипертрофирует второстепенное

1 Кор. 8:7

Но не у всех такое знание...

Не у всех такое знание!

Я благодарю Бога, что мы один раз в месяц можем вместе собираться, чтобы проверять, какие у нас знания. Я очень ценю эти встречи, потому что на них Бог ревизирует наши знания.

Каковы знания – такова совесть.

Какова совесть – такова вера.

А какова вера – такова наша судьба.

Я хочу прожить жизнь свою круто, я хочу прожить ее красиво, я хочу прожить достойно. Я хочу, чтобы Богу не было стыдно за меня. Я хочу, чтобы Его знания – знания, которые от Бога, – сформировали мою судьбу, которая от Бога.

Но не у всех такое знание... К сожалению, кто-то гораздо больше зависит от своего бэкграунда. Ты после служения приходишь домой счастливый, и тут же твой религиозный гуру объясняет тебе: “А чему ты радуешься? Ты что из себя строишь? Ты с Богом на “ты”? Да перестань! Чушь это. Семь шагов к присутствию Бога...”

И тебе начинают усложнять: “Во-первых, как ты выглядишь? Как ты одет? Во-вторых, ты не побрит даже!”

И ты думаешь: “Подожди! Так что, вот эти отношения простые, которые я с Богом имел, оказывается, их надо усложнять?!”

И тебе такое знание мешает иметь добрые отношения с Богом: какие-то странные условности из области религиозных предрассудков.

Я уже рассказывал эту историю. В одной церкви в конце служения ко мне подходит пастор и просит: “Помолитесь за женщину, которая хромает”.

Я у нее спрашиваю: “Что вы хотите?”

Она: “Можно мне микрофон взять?” И вот, она всей церкви заявляет: “Братья и сестры, когда я собиралась в церковь, мне мама сказала не надевать брюки, потому что это неприлично святым. Я маму не послушала, и поэтому, когда я выходила из дома, Бог наказал меня. Я споткнулась и вывихнула ногу...”

Для нее мама – “гуру”. И мама, оказывается, знает, что Богу нравится, а что Ему не нравится.

И вот эта наказанная “Богом” женщина стоит перед церковью и просит: “Пастор, церковь, помолитесь за мое исцеление”.

И добавляет: “Сестры, миленькие, я умоляю вас, никогда не надевайте брюки, когда идете в церковь...”

Да, я понимаю: никогда не надевайте брюки своего мужа, когда идете в церковь. Это мне понятно. Потому что муж брюки жены не сможет надеть.

– “Но в Библии же написано: “не надевайте мужской одежды!..” (Втор. 22:5).

Здесь говорится не о женских брючных костюмах.

Здесь о трансвеститах...

Знаете, есть такое извращение. И мужская одежда на женщинах или платья на мужчинах – это эпатаж этих извращенцев. Это отвратительно.

И если говорить о том, о чем Бог говорил в Библии, запрещая мужикам одеваться по-женски, а женщинам одеваться по-мужски, Он как раз имел в виду это извращение смены пола и трансвестизм.

Я знаю, что такое предрассудки, которые стоят на пути к Богу. Я прошел это. Примитивные знания рождают примитивную совесть, которая идолов признает, а Бога не признает.

Вы знаете, в чем опасность религии?

В том, что религия преувеличивает важность второстепенных вещей.

Религия всегда преувеличивает, гипертрофирует значимость второстепенных, ничего не значащих вещей.

А значение великого Бога, Который может все, умаляет.

Как это видно в миниатюре! Та женщина в брюках искренне убеждала всех сестер одеваться правильно. Да ради Бога! Дресс-код в каждой церкви свой.

Но приписывать свои неудачи тому, что ты надела не ту одежду, – это перебор.

И потом, она еще попросила: “Помолитесь, пожалуйста, чтобы Бог крестил меня Духом Святым. Я уже два года молюсь об этом, и ничего не получается. Наверное, грех какой-то в моем сердце или еще что-то”.

И представляете, вся эта религиозная церковь, человек 500-600, смотрит на меня: что же я теперь буду делать?

Я сдавал экзамен на порядочность и воспитанность. Я подошел к этой женщине, и Бог дал мне откровение.

Я ей сказал: “Сестра, каждый день тысячи людей ломают ноги. В брюках и без брюк, одетые и совершенно голые. Вопрос не в том, во что был одет человек. Надо просто внимательно смотреть себе под ноги. Как написано, что “когда идешь в дом Божий, следи за ногой твоей”. А во-вторых, через три минуты вы будете говорить на языках...”

Мы помолились за исцеление ее ноги, затем за ее глаза, чтобы она внимательно смотрела под ноги.

А потом я возложил на ее голову руки и помолился о крещении Святым Духом... И она заголосила на языках!

И даже в этой церкви люди аплодировать начали… нетрадиционно...

О чем идет речь? О том, что религия второстепенные вещи делает важными, а главные вещи делает второстепенными.

Вот почему необходима кардинальная реформация религиозной совести. Без всяких огорчений или оскорблений.

Люди с немощной совестью

1 Кор. 8:7

Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.

Реформация извне – это инквизиция.

• Но реформация изнутри – это есть настоящее преобразование человеческой личности.

Человек не верит во что-то. И я не могу ему сказать: “Ай, ерунда! Просто делай, как я!”

Апостол Павел, наоборот, убеждал: “Нет, насильно вы никогда не поменяете человека! Но если его парадигма, его убеждения поменяются, то человек сам сможет что-то поменять в своей жизни”.

• Поэтому наша задача не столько переубеждать людей, сколько продемонстрировать им преимущество своих убеждений.

Примитивные знания – это очень опасно.

Церковь должна быть местом, где преподается неповрежденное здравое учение Иисуса Христа. Практическое, которое не загоняет человека в угол, а которое дает человеку понимание, что Иисус Христос есть Бог, и Он все и во всем. Он сотворил этот мир. И Он за красоту, развитие, процветание, за полноценность и самодостаточность человеческой жизни.

Убеждение сильного человека, у которого есть откровение: идол в мире – ничто.

Мы знаем, что нет в мире бога, кроме Единого.

Знание человека с немощной совестью: идол в мире все, а Бог ничто!

Мне всегда важно в разговоре с таким человеком услышать от него: какова же роль Бога в его жизни? Если идол имеет такую власть, что может тебя осквернить, остановить и лишить Божьего присутствия, то какова же роль Бога в этом случае?

Я вспоминаю еще одну историю. Когда я был в Чикаго, мне позвонил один мой друг:

– “Ну что, ты все еще в харизматии, где танцульки?”

Вот убеждены они, что мы “придурки такие”, что мы чуть-чуть с приветом. Вот такое у них убеждение. Вот убеждены они, что я вас всех, мягко говоря, дурачу, а вы с радостью соглашаетесь на это.

Но ведь при оскорблении пастора церкви, автоматически происходит оскорбление всех его последователей. Самое главное, что они убеждены, что у вас нет аналитического восприятия, вы все тупо глотаете и в состоянии транса несете в церковь деньги. И они так убеждены в этом и пытаются меня всегда к стенке поставить, чтобы я доказывал, что я “не верблюд”.

И вот он спрашивает: “Ты все еще ходишь в харизматию, где танцульки?”

Я в ответ: “Брат, да какие танцульки?! Мне 55 лет уже. Я уже не танцую...”

– “Так ты не танцуешь из-за возраста или из-за убеждений?”

– “Из-за откровений...”

– “Ну и как у вас в церкви дела?”

– “Огонь, молитвы, евангелизации”.

– “Брат, кроме огня Божьего есть еще огонь чуждый. А не кажется ли тебе, что на твоем алтаре огонь чуждый?”

Почему им так хочется зла? Чтобы тебе и “огонь чуждый” был, и “свинячий грипп” был, и чтобы все ненормально было.

Люди с немощной совестью пытаются всех сильных христиан сделать немощными.

И самое главное, осуждение с их стороны идет постоянно: “Это неправильно! Танцульки устроили! У них все в танцульках”.

– “Плоды у вас есть?”

Я в ответ: “Есть. У меня три дочери!”

Он: “Что вы имеете в виду?”

– “Плод чрева. Девочки наши устроены все, они знают Господа”.

– “Это дела плоти. А я говорю про дела духа...”

Мы разбирали так много вещей всяких… И я уже не выдержал: “Брат, извини, я улетаю”. Потому что я на самом деле уже должен был лететь. Я положил трубку. Но через полчаса опять звонок. И я вижу по номеру, что опять звонит он. А говорить с ним уже не хочется. Он три раза позвонил.

Я все-таки снял трубку. И он: “Брат Леша, ты извини меня, что так сразу строго стал с тобой разговаривать. Ты уж извини, что я так наехал. Не мог бы ты помолиться о моей жене. Она уже три года парализована, а один из моих сыновей – наркоман. И как бы мы ни старались молиться, у нас не получается им помочь”.

Вы знаете, у меня, когда я это услышал, сердце “опрокинулось”.

И я понял, что кроется за этими претензиями. Если у людей совесть немощная, если их вера немощная, то они пытаются прикрыть эту свою ущербность и свои проблемы вот этими псевдопоказательными заявками: “У вас не так! У вас не так!”

Но самое интересное, что через наше доброе к ним отношение, Дух Святой может через наши уста, через наше поведение прикоснуться к их совести, и тогда происходит их некоторое обличение – и человек открывается с другой стороны: “Помолитесь за меня... Помолитесь за мою жену, она парализована...”

Вы знаете, у меня аж слезы выступили от сострадания. И сразу подумал: “Что за чудовище эта религия! Она тебя будет топтать, оскорблять, она будет унижать, понимая, что у тебя есть то, чего нет у нее”.

Скажите, из-за чего Христа предали? Из-за чего Иосифа предали? Из-за чего тебя предают? Почему в пять стран сегодня пастору Алексею закрыли въезд? В чем дело? Почему такая грязь льется в наш адрес?

Да потому, что у нас есть что-то такое, чего нет у них и что они страстно желают иметь.

Поэтому, первое. Мы должны признать, что существует многообразие религиозной совести. Второе. Мы должны иметь в виду, что у кого-то совесть бывает немощной, которая признает идолов.

“Идолы” – это прически, платочки, дресс-код, брюки, ритуалы, которые нельзя, которые можно делать; это свод правил, которые могут придумать настолько в серьезной форме, что человек не будет знать, куда идти, как вздохнуть, как выдохнуть.

И мы должны на этой территории найти себя.

Вы знаете, а людей с немощной совестью большинство. И так легко слиться с этой массой: “Да что там выскакивать?!”

Но, друзья мои, Иисус призвал нас к свободе, и Он хочет, чтобы мы были свободны.

Теперь об отношении к тем, кто имеет немощную совесть.

Как вы думаете, Бог хочет их изменить или нет?

Конечно, хочет! Если бы вы только вникли, как страдают эти люди! Если бы вы только вникли, какая несчастная, серая и безотрадная у них жизнь!

С людьми с религиозными предрассудками в первую очередь столкнемся мы, зрелые христиане.

Как в первую очередь Моисей столкнулся со своими. Как Иисус столкнулся со Своим ближайшим религиозным окружением.

И здесь обязательно должна быть какая-то правильная стратегия.

Я смотрю на Иисуса.

Невежество рождает суеверия

Матф. 15:1-2

Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: “Зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб”.

Посмотрите, какие серьезные претензии. Иисус раздражал их всех тем, что Он не вписывался в интерьер той религиозной культуры, которая утверждена была на той земле. Он был свободным, независимым. И в то же время Он был безгрешным.

И вот претензии. А какая была тема?

Иисус с учениками шли через поле в субботу. Они были голодны и просто срывали колосья и ели зерна.

А фарисеи за ними подсматривали.

Видите ли, слабость немощного человека – подглядывать. Они всегда смотрят, кто что делает правильно, кто что делает неправильно.

И вот претензия. По закону написано, чтобы руки умывать перед едой. Ученики рук не умыли, а стали есть…

Матф. 15:3-6

Он же сказал им в ответ: “Зачем и вы преступаете заповедь Божью ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божью преданием вашим”.

Момент истины: предания старцев становятся важнее, чем заповедь Божья.

Знания от Бога формируют неповрежденную совесть и сильную веру.

Знания человеческие формируют религиозные предрассудки и рождают религиозный фанатизм.

Причем эти две системы никогда не совпадут, никогда они не договорятся.

Читайте Евангелие. Иисус ни разу не сел за стол переговоров с фарисеями. Ни разу! Потому что Он не собирался стать частью той системы. У Него была задача реформировать совесть людей.

На повестке дня: заповедь человеческая или заповедь Божья?

Фарисеи предъявляют Иисусу претензии, а Он уличает их в том же грехе. Когда идол важнее, чем Бог, когда буква важнее, чем человек, начинается религиозный фанатизм.

В чем коварство невежества?

Невежество рождает суеверия, суеверия рождают деспотизм.

Вы знаете, чем отличаются знания человеческие, религиозные от знаний от Бога?

Знания от Бога просвещают совесть и ставят перед ней цель: спасать человека.

Задача фарисеев, законников, – защищать закон и букву закона.

У Бога была задача спасать человека.

И вот законники упрекали Иисуса, что Его ученики нарушили субботу, потому что они срывали колосья и немытыми руками ели.

Иисус не раз объяснял им: “Если в субботу ваша овца упадет в яму, неужели вы будете ждать понедельника, чтобы вытащить ее из ямы? Так если овца и то вызовет в вас чувство жалости и вы ее спасете, то неужели страдающий человек менее важен для Бога, чем овца?”

Учение Иисуса Христа и реформация совести через Его учение пробуждают в человеке реальное желание спасать людей.

И в учении Иисуса человек есть мера всех ценностей.

И здесь Иисус обвинения отметает: “Я не принимаю ваших обвинений: ради спасения человека даже самая серьезная буква закона может быть нарушена. В нестандартных ситуациях защищается не столько буква закона, сколько судьба самого человека”.

Опять претензии, которые Иисус слышит в Свой адрес:

Матф. 12:2-8

Фарисеи
, увидев это, сказали Ему: “Вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу”. Он же сказал им: “Разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы”.

Опасно находиться в трясине невежества и религиозных предрассудков. Нам нужно на самом деле позаботиться иметь Бога в разуме, чтобы не стать фарисеями.

Вы замечаете, что среди нас есть люди, которые вечно ворчат. То им не нравится, как оделся тот, то как поет этот, то как тот ведет себя…

Мы с вами должны понимать, что есть второстепенные вещи, и они должны оставаться второстепенными и ничего не значащими.

А на первом месте – Дух Святой, священнодействие, Бог, слово Божье и спасение человека.

Когда тебе говорят: “Вот так надо спасать, а не вот так”, то это уже вопрос техники. Главное – спасать!

Если “скорая помощь”, нарушая все правила дорожного движения, мчится на красный, полиция не будет ее останавливать и штрафовать за нарушения. Когда пожарные машины мчатся, превышая в три раза дозволенную скорость, едут под “кирпич” или по встречной, никто не будет их останавливать и штрафовать. Никогда.

Ради спасения человеческой жизни Бог позволяет нарушать в отдельных случаях даже Им установленные правила.

Но дело в том, что религии это не нужно. Религия никогда не спасала и не спасает человеческую жизнь.

Религиозный фанатизм спасает доктрину и букву закона, принося в жертву человека.

Друзья мои, люди могут перечеркнуть помазание, перечеркнуть исцеление, изгнание бесов, радость человеческую, потому что не по их канонам и не по их представлениям произошло это чудо. А потом маленькое фарисейство рождает большое фарисейство.

А Иисус о фарисеях сказал: “Горе вам, фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам. Вы взяли ключи разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали” (Лук. 11:44, 52).

Мы живем один раз. И мы сегодня должны проверить свою ситуацию, состояние своей совести. Мы можем говорить о том, как надо спасать и как не надо. А сколько спасенных душ, исцеленных людей, счастливых людей вокруг нас?

Я знаю, что Иисуса окружали счастливые, радостные, исцеленные и освобожденные люди, которые получали прощение грехов, свободу и полноценную судьбу.

А религия загоняет человека в состояние виновности, недостоинства, ущербности. Потому что такими людьми легче управлять.

Но мы, зрелые христиане, призваны реформировать совесть своего ближайшего окружения.

Я сам был заложником религии. Я вспоминаю, когда я был еще не крещен Духом Святым, то считал лучшей своей проповедью ту, которой загонял людей в слезы. И когда все рыдали, я считал, что я свою задачу выполнил. Я вообще не имел чувства юмора. Юмор для меня тогда был вообще закрытой темой.

И я благодарю Бога, что я улыбаюсь сегодня. Потому что есть повод к этому.

В конце концов, нам необходимо понимать, что Иисус Христос – это конец религии; что когда приходит Иисус, Он говорит: “Довольно немощной совести! Конец примитивным знаниям! Не человек для субботы, а суббота для человека! Не человек для системы, а система для человека. Не человек для государства, а государство для человека. Не человек для церкви, а церковь для человека!”

Мы должны понимать, что в центре нашего служения, нашего поклонения, наших домашних групп, нашего евангелизма и попечительства стоит не система обязаловки: “Ты обязан! Ты обязан! Ты обязан! Иди сюда, молись и постись! Иди на улицу и трактаты раздавай! Кому сказано! Хочешь в рай попасть? Давай, давай!”

Успокойтесь!

Человек, приходя к Иисусу, должен получить от Него счастье.

И если он получит от Иисуса счастье, то он сам тебе покоя не даст: “Я хочу евангелизировать, я хочу спасать! Дай мне работы!”

Вот это начинается настоящая жизнь христианина – со смены парадигмы.

Когда Бог реформирует нашу совесть, нас никто не остановит в нашем желании спасать.

Это называется откровением. Бог влияет на совесть человеческую. Как молния поражает, как меч обоюдоострый, который проникает до разделения души и духа – и мы вдруг меняемся. Это внутренняя революция, это внутренняя реформация.

Мы начинаем Бога видеть иначе. Оказывается, Бог другой! Вчера говорили, что Бог заставляет человека поститься за одно благословение.

– “Семь лет грешил, теперь семь лет будешь отмаливать свое прощение”.

Или: “Ты столько лет грешил, поэтому Бог покарал тебя. И теперь ты будешь нести свои болезни за времена твоего греха”.

Сколько было этих предрассудков, в которые мы верили!

И реформация совести – это ревизия “чердаков” и “подвалов” человеческого сердца. И весь хлам, накопленный нами за всю нашу жизнь, мы должны выбросить, а взять знание от Бога.

А знание от Бога гласит, что “тот, кто во Христе, – новое творение! Древнее все прошло и теперь все новое. Закон духа и жизни освободил нас от закона греха и смерти, и теперь нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу” (Рим. 8:12).

Мне так хочется, чтобы каждый человек в “Новом поколении” был счастливым, красивым, полноценным. И самое главное, просвещенным Духом Святым.

Знания от Бога меняют парадигму

Апостол Петр тоже считал, что евреи – это привилегированная нация, а все остальные – язычники – не достойны спасения и что, по преданиям старцев, с иноплеменниками даже общаться нельзя.

У нас у всех своя шкала ценностей. И нам кажется, что мы уже служим Богу, мы уже все знаем.

Но если бы мы с вами до конца поняли одну вещь: Бог другой, Бог совсем другой!

То, что я знаю на сегодняшний день, и то, что ты знаешь на сегодняшний день, – это лишь какой-то процент от того, что знает Бог.

Поэтому в реформации религиозной совести в первую очередь я нуждаюсь. Чтобы мне освободиться от моей религии, то есть от этого ограниченного взгляда на этот мир и на людей.

Когда Бог приходит, мышление становится другим.

Знания от Бога расширяют спектр нашей любви, нашего служения, нашего влияния.

И апостол Петр, который три с половиной года был рядом с Иисусом, по-прежнему считал: “Никогда не пойду к язычникам, потому что возбранено иудею общаться с иноплеменниками”.

Поэтому ученики так удивились, когда увидели, что Иисус с самарянской женщиной разговаривает.

Да это еще одна отдельная религиозная заморочка: а может ли Бог использовать женщин?

Я уважаю моего Иисуса. Мой Иисус – это Реформатор.

Если бы вы спросили меня: “О чем в первую очередь ты думаешь, когда говоришь об Иисусе?”, –

Я бы ответил: “Это хорошо, что Он спасал, любил, благословлял и кормил. Но меня больше всего вдохновляет то, что Он без всяких церемоний рушил привычные религиозные барьеры в целях достижения человеческой души. Будь то мужчина или женщина, язычник или еврей. Он был экстремист спасения!”

И когда ученики увидели Его, разговаривающим с Самарянкой, они все отреагировали: как Он может с женщиной, да еще с такой, разговаривать?!

Они думали, что Бог разговаривает только с мужчинами.

А Бог не такой! Он другой.

– “Если бы Он был пророк, Он бы знал, кто и какая женщина прикасается к Нему…” (Лук. 7:39).

Сколько в нашей голове вот таких искусственных, нелепых, религиозных барьеров, которые мешают нам быть счастливыми и мешают окружающим нас людям быть счастливыми.

• И я знаю, что когда Бог через Свое откровение, как молния, врезается в наше сердце, в нашу совесть, мы начинаем на этот мир смотреть глазами Божьими.

И вот Петр... Три таких “молнии” вонзились в совесть Петра, когда Бог дал ему видение с нечистыми животными, и сказал: “Все, что Я очистил, не почитай нечистым!”

Мое желание, чтобы во время этого семинара хотя бы одна “молния” с Неба, как откровение, могла бы вонзиться в чье-то сердце – и еще бы упала одна ширма или перегородка. Чтобы пространство нашего влияния, пространство нашего служения стало больше и шире.

Может быть, кто-то бы понял, что Бог говорит и с женщинами тоже. Может быть, кто-то понял, что иудею во Христе Иисусе не запрещено общаться с иноплеменниками. Может быть, кто-то поймет, что, оказывается, Бог – это Бог красоты.

– “Можно ли молодежи идти в индустрию красоты?”

– “Нет, если ты пойдешь туда, дьявол тебя уничтожит. Потому что в этом мире идол шоу-бизнеса великий и мощный...”

Я не хочу верить в великих идолов, которые уничтожают нашу молодежь.

Я хочу верить в великого Бога, Который живет в их сердцах. И этот Бог победит всех бесов этого мира! “Тот, Кто в нас, больше того, кто в этом мире” (1 Иоан. 4:4). Вот, чему хочется учить, вот, чему мы учим и вот, что хочется утверждать в наших сердцах!

Мардохей ломал у Есфири ее парадигму: “Девочка, ты должна пойти на конкурс красоты”.

– “Дядя, там все грешники, там лесбиянки, там извращенцы, там идолы...”

– “Девочка моя, у них маленькие идолы, а у тебя большой-большой Бог, и Он поможет тебе победить”.

– “Дядя, но до меня же никто не участвовал и нет у нас традиции такой”.

– “Девочка моя, скинь еще три килограмма, научись красиво ходить, сделай прическу современную и иди. И Бог будет с тобой. Бог с тобой. Иди в тренажерный зал, в солярий, возьми учителя и репетитора, и ты победишь на конкурсе. Двигайся в индустрию красоты! Идол в мире – ничто, а Бог все. И Бог на твоей стороне! И Он поможет тебе победить!”

И когда Есфирь вышла на подиум, на ее фоне все красавицы поблекли в глазах царя, потому что Бог был на ее стороне.

Я бы хотел, чтобы вы схватили практический смысл этого семинара.

Реформация религиозной совести сводится к простому определению, кто для нас больше в этом мире и кому мы отдаем предпочтение.

И я лично заявляю, что Бог больше любого идола, больше дьявола, больше любой системы, которая существует вокруг нас.

Идол в мире – ничто, а наш Бог все и во всем. И я знаю, что Бог, Который все и во всем, всегда победит того, кто есть ничто.

Я знаю, что многие из нас все еще по инерции пытаются второстепенные вещи гипертрофировать и сделать их более важными.

Выбросьте этот мусор и не зацикливайтесь на второстепенных вещах!

– “Этот идол меня осквернил!..”

– “А какой идол?” – “Неверующий муж. Я верующая, а муж неверующий. Я могу с ним заниматься любовью или нет?”

– “Ты с ним обязана заниматься...” – “Но у него же бесы!..”

Павел был очень опытный сексопатолог. И он как раз объяснял, что когда верующая жена занимается любовью с неверующим мужем, то не она оскверняется неверующим мужем, а, как ни странно, неверующий муж освящается верующей женой, какой бы она ни была.

Если я считаю, что Бог – все и во всем, что Бог во мне, а я в Боге, то куда бы я ни пошел, с кем бы ни общался, сила освящения моего Бога несравнимо больше скверны любого идола. Поэтому наша задача – быть солью этой земли, светом этого мира и нести свет – Божье помазание и Божье присутствие.

Не преувеличивай власть идола, не преувеличивай власть дьявола и власть всяких второстепенных вещей.

Провозгласи максимальную власть твоего Бога! И это будет классно.

Как вы думаете, когда родители Моисея, своего ребенка любимого отправили по реке прямо во дворец фараона в этой корзинке, то там каких только гадов, каких идолов, там каких только бесов не было!

Но идолы в мире – ничто, если в тебе живет великий Бог.

И вот в этом маленьком ребенке жил такой великий Бог, что никакая египетская зараза не пристала к Моисею.

Сила освящения, или сила благословения, великого Бога всегда будет мощнее скверны любого идола.

Тот, Кто в нас, больше того, кто в этом мире”.

Итак, многообразие, или разнообразие, религиозной совести.

Мы окружены разными людьми. Есть у людей немощная совесть и немощная вера.

Наша задача – открыть им духовные глаза, помочь людям обрести Бога. И измученных Иисус выпускал на свободу.

Во второй части мы коснемся практически, как помочь набожным людям.

Религиозные люди делятся на две категории: идеологов, фарисеев, которые диктуют, и набожных людей, которых просто не научили истине и которые слепо двигаются за лжеучителями.

Так вот, в день Пятидесятницы Бог набожных людей наполнил Духом Святым!

Поскольку совесть – это духовная субстанция, то и реформация совести может происходить только благодаря сверхъестественным причинам.

А их две: слово Божье и Дух Святой.

Если мы работаем с людьми на уровне интеллекта, мы никогда их не реформируем.

Но если Дух Святой будет говорить нашими устами, если Дух Святой облечет в помазание наше слово, то тогда вместе с Ним мы сможем реформировать человеческую совесть, а значит, и человеческую жизнь.

Вспомните, когда эти фарисеи хотели побить камнями женщину, взятую в прелюбодеянии, Иисус сказал им помазанную фразу: “Кто из вас без греха, первым брось в нее камень” (Иоан. 8:7). И что произошло?

Они, будучи обличаемы своей совестью, побросали камни и ушли.

Если нам удастся докопаться до совести людей, мы сможем изменить их жизнь.

А докопаться без Духа Святого до совести невозможно.

Поэтому Иисус и сказал: “Не отлучайтесь от Иерусалима, пока не получите самое главное для реформации общества – обетованный Святой Дух”.

Предыдущая Все проповеди Алексея Ледяева Следующая

Все проповеди