Пастор церкви Новое Поколение Алексей Ледяев

Предыдущая Все проповеди Алексея Ледяева Следующая

Спасайте обижаемого

Проповедь пасторa Алексея Ледяевa (церковь "Новое Поколение")

13 апреля 2011 года, Рига, Латвия

Сегодня я бы хотел порассуждать о том, как спасать обижаемого.

Мы говорим о Христе – Спасителе нашем и о том, что каждый человек нуждается в спасении от ада, от проклятия вечного.

Но “спасение” – это понятие очень широкое.

Даже если человек уже спасен и его имя записано в Книге жизни, то актуальность вопроса спасения сохраняется и не уменьшается ни на йоту.

И в сегодняшнем мире, я думаю, несправедливость зашкаливает, социальная несправедливость превышает все здравые нормы. Сегодня обиженных, огорченных и оскорбленных людей становится все больше, больше и больше.

И наша задача – не только проповедовать Евангелие, но и спасать обижаемых, быть их адвокатами.

Наша задача – не только спасать людей от власти греха, но и защищать справедливость.

Где бы мы ни находились.

Несправедливость оскорбляет человека

У нас у каждого своя территория влияния, у нас у каждого своя юриспруденция, свои рычаги власти.

У кого-то эта территория – его семья, у кого-то – его рабочий коллектив, у кого-то это район, церковь, служение, у кого-то – это круг друзей.

Но мы с вами должны помнить, что в Слове написано: “Разве вы не знаете, что святые будут судить мир?” (1 Кор. 6:2)

Что такое “суд”?

• “Судить” – это отделять зло от добра, зло судить и разрушать, а добро защищать. То есть восстанавливать справедливость.

• Мы должны бороться за справедливость в любом вопросе и на любой территории.

“Спасайте обижаемого…” Я думаю, каждый из нас был в роли обижаемого, каждый из нас был кем-то оскорблен. Каждый из нас, бывало, плакал от бессилия, что никто тебя не видит, не слышит, и эта несправедливость тебя уничтожает, и нет ни одного человека, который бы за тебя поднимал свой голос. И ты чувствовал себя таким одиноким, таким брошенным, таким ничтожным.

И как же ты был благодарен, когда кто-то навстречу тебе вышел, протянул тебе руку и сказал: “Ты не один, я хочу тебе помочь…”

Это не было спасение глобальное. Это спасение локальное. Но оно настолько важно!

Ты оказался на обочине жизни. Мимо тебя идут священники, левиты, люди разные, и никому до тебя нет дела! И вдруг самарянин, обыкновенный, нейтральный, но добрый, подошел к тебе и сказал: “Старина, я хочу тебе помочь”.

Вообще-то мы должны помогать друг другу.

Итак, тема: спасать обижаемого.

Нельзя нам зацикливаться только на духовных вопросах. Мы должны понимать, что существуют еще социальные вопросы, существует также куча психологических вопросов…

В своей собственной семье мы должны защищать справедливость, и в церкви мы должны защищать справедливость.

• Потому что несправедливость обижает и оскорбляет человека, а справедливость восстанавливает Божественную правду.

Справедливость – производная любви

У каждого человека есть своя какая-то шкала ценностей.

И если человек знаком с Богом, с Его мышлением, с Его шкалой ценностей, то он должен быть борцом за Божью справедливость.

И когда где-то что-то делается несправедливо, он не должен прятаться.

Почему Моисей возглавил национально-освободительное движение в Египте?

Потому что ему не было все равно, что происходит с его народом. И он, будучи принцем Египта, увидев, что египтянин бьет раба-еврея, вознегодовал: “Бьют наших!”

В мире всегда защищают своих. А вот христиане начинают молиться: “Господи, восстанови справедливость!”

Нет! Не только молиться!

Я вспоминаю одну историю еще из моих баптистских времен. Когда я еще был баптистом, у нас драки были с мирскими ребятами каждый раз, когда мы шли в церковь. Они нас поджидали и “разбирались”.

Мы особо духовными не были, поэтому мы действовали теми методами, которыми обладали. Иногда нам доставалось, иногда им. Такая жизнь у нас была.

Я помню случай, уже здесь, в Риге, когда мы в баптистскую церковь ходили. Как-то, когда были открыты церковные ворота, во двор забегает брат во Христе, за которым гонятся трое “не братьев”. И его догоняют и, мягко говоря, мутузят.

В это время другой брат красил церковный забор. И когда он увидел, какое беззаконие происходит, он положил кисточку и пошел в церковь помолиться Богу, чтобы получить слово от Господа о том, что же делать в сложившейся непростой ситуации.

Пока он молился, в церковный двор на машине заехал другой “брат”, не очень духовный. И когда он увидел, что бьют наших, он достал монтировку – и вопрос решен был очень просто. Когда все закончилось, молитвенник вышел из церкви и сказал: “Слава Богу, Бог все устроил!…”

Я понимаю, некоторые серьезные люди скажут: “А что вы хотели? Благодаря тому, что он молился, брат с монтировкой приехал вовремя…”

Нет, мы не должны за псевдо-молитвенную жизнь прятать свою трусость и неспособность возвышать голос за правду.

Да я знаю, что не один раз мы проходили мимо обижаемых, и у нас не хватало мужества остановиться и сказать: “Вы не правы!”

Тебе не надо брать монтировку. Но, в конце концов, у тебя есть ревность или нет?!

В человеке, который по-настоящему любит, всегда есть ревность.

• А ревность – это способность защищать того, кого ты любишь, и возвышать голос за истину.

Где-то там внутри, в корневой системе, любовь, ревность и справедливость переплетены.

Где любовь, – там ревность.

Где ревность, – там справедливость.

А если нет справедливости, там нет ревности. А если нет ревности, то нет и любви. Одни тупые разговоры и витиеватые теологические рассуждения.

Отвечаем на вопрос: что помогло Моисею возглавить национально-освободительное движение и вывести Израильский народ из египетского рабства?

Обостренное чувство справедливости. Чувство ревности, если хотите, чувство патриотизма:

– “Это мои братья, это мой народ! Его обижают, и я должен что-то для них сделать!…” – и он вступился за обижаемого, как мог. Без монтировки справился. Пусть даже не совсем удачный получается расклад.

И должен заметить, что я не сторонник силовых приемов до такой степени. Но все же, других методов у Моисея тогда не было.

И если взвешивать, чего здесь больше: хорошего или плохого, – то я скажу, что героизм – это всегда хорошо, а трусость – всегда плохо.

Когда ты хочешь дорогие часы или мобильник у человека отобрать и делаешь ему больно – это преступление.

А когда ты защищаешь свой народ и защищаешь интересы своих братьев и сестер, то Бог, проверив твое сердце, оценит твой поступок иначе.

Если бы нечаянное убийство египтянина был такой смертельный грех, то никогда бы Бог Моисея не поставил вождем Израильского народа.

Как мог, но Моисей был ревнитель своего народа. Он защищал обижаемых. Ему не все равно было, плачут его братья или радуются. Ему не все равно было, в позоре его нация или в процветании.

Почему страдает сегодня наша страна? Почему сегодня народ в бедствии?

Потому что здесь нет людей, которые чувствуют сегодня эту ревность, эту жажду справедливости и которые могли бы встать в проломе за эту землю.

Нам нужны современные Моисеи, которые, используя любые методы, защищали бы интересы этого народа и спасали бы его. И мы молимся сегодня о том, чтобы Бог поднял таких людей. Не теоретиков, которые только могут рассуждать, почему это происходит.

Вы знаете, ревность – это штука нерациональная. Она опирается на эмоции, она идет изнутри ревности. А ревность – это производная любви.

Любовь, ревность, справедливость.

Справедливость – вторая производная любви.

Тот, кто любит, будет восстанавливать справедливость.

Кто не любит, будет искать компромиссы и объяснять, почему происходит то, другое и третье.

Насколько важно, чтобы ты защищал обижаемого! Насколько важно перед Богом качество, когда ты не проходишь мимо беды другого. Когда ты не проходишь мимо тех, кого топчут, кого оскорбляют, кого лишают крова.

Как важно, чтобы хоть кто-то вокруг нас защищал справедливость!

“Спасайте обижаемого от руки обидчика”

Иер. 21:12

Дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика

Спасайте обижаемого от руки обидчика…”

Есть вокруг нас обижаемые, и есть вокруг нас обидчики. И мы должны встать между ними. Мы должны разорвать эту порочную связь между обидчиками и обижаемыми. Потому что между ними связь порочная: обидчики живут за счет обижаемых, они питаются их энергией, их ресурсами. Они нарушают законы.

И кто-то, как адвокат, должен встать и получить от Бога слово для обидчика и для обижаемого.

Писание говорит: “Блаженны миротворцы”. Кто такие “миротворцы”?

Миротворцы – это люди, способные встать между конфликтующими сторонами и прекратить конфликт.

Я подчеркиваю эту важную фразу: “спасайте обижаемого от руки обидчика”.

Не бойтесь обидчиков, потому что если вы будете любить и ревновать обижаемого, то тогда вы будете сильнее обидчика.

Мы сегодня робеем перед теми, кто наглеет. Мы сегодня робеем перед теми, кто хамит. Мы сегодня робеем перед теми, которые нагло возвышаются и топчутся по человеческим ценностям, и говорим: “Ну, беззаконие!”

Я знаю, что если ты встанешь за справедливость, Бог встанет за тебя.

Это, конечно, удел сильных и смелых, тех, кто любит и ревнует.

Как вы думаете, когда Иисус вошел в храм и увидел там весь этот базар, меняльные конторы, скотобазу, почему Господь так повел Себя?

Потому что Он возмутился: “Как такое может быть в Божьем доме?!” Он один. Даже апостолы не согласились восстанавливать справедливость.

И когда ты думаешь: “Да никогда в жизни справедливость не восстановится! Это не реально! В Латвии восстановить справедливость нереально! В бизнесе восстановить справедливость нереально! Между церквами – нереально!”

Нереально, потому что ты не веришь, не любишь, не ревнуешь. Потому что ты сам несправедливый!

Это приходит не как продукт умозаключений в течение пяти лет. Это приходит как огонь, как страсть, как ревность: “Да вы что делаете?!”

Это приходит просто как взрыв эмоций, это происходит как взрыв твоей ревности. И ты говоришь: “Так не должно быть!”

Иисус – нам пример. Он восстанавливал справедливость.

И когда Он увидел это безобразие в храме, Он сказал: “Я это поменяю! Святыни Божьи оказались под грязными сапогами прогнивших фарисеев. Этого быть не должно!”

Он взял бич и, сказав: “Дом Мой домом молитвы наречется! И Я восстановлю справедливость! Здесь не будет барахолки, здесь не будет вертепа разбойников!” – пустил бич в дело и выгнал всех “разбойников” из дома Божьего.

Если ты встаешь за справедливость, Бог встает на твою сторону, и тогда ты непременно наведешь порядок. Одному человеку вроде такое не под силу. Там тысячи людей, и как может один?

Один прогоняет тысячу, если он встает за справедливость.

Сегодня справедливых не стало. Сегодня все – компромиссные люди. Сегодня мы слабы, сегодня мы прячемся за спины друг друга. Мы сегодня проклинаем правительство у себя на кухнях. Мы сегодня перемываем кости власть предержащих в узких кулуарных беседах, и никто открыто не хочет выйти и сказать правду.

А Бог говорит: “Я оказываю помощь мужественному. Я оказываю помощь тому, кто встает между обидчиками и обижаемыми” (Пс. 88:20).

И поэтому фарисеи, которые приходили к Иисусу, сказали: “А кто Тебе такую власть дал?!”

Хочешь увидеть власть? Встань между обидчиками и обижаемыми, и ты увидишь власть.

У Бога есть великое помазание для тех, кто хочет остановить конфликт, безобразие, проклятие, кто хочет остановить вертеп разбойников на святом месте.

Иер. 21:12

Дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика…

Я просто вижу сердце Бога, сердце Отца, которое кипит ревностью: Он недоволен тем, что происходит здесь, Он недоволен тем, что происходит на земле.

И Он обращается к народу Своему: “Дом Израилев! Церковь Божья! Народ Божий! Те, которые называются христианами! Если вы здесь, послушайте, что говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемых от руки обидчика!

Мы на эту тему вообще не думаем: “Это не моя роль! Пусть полиция разбирается! Пусть социальные отделы разбираются! Пусть разбираются спецслужбы!”

Но если у нас, на нашей территории, не будут люди защищены, если здесь люди не будут чувствовать себя в полной безопасности, то что тогда говорить про тех людей, которые живут в мире?!

Церковь должна продемонстрировать миру высочайшие стандарты чистоты, защиты и справедливости.

В кого-то это слово сегодня вонзится, как меч обоюдоострый, до разделения души и духа. Хватит стоять в стороне! Неужели ты не возревнуешь и не станешь спасать взятых на смерть?!

Рядом с тобой происходят беззакония. Даже, может быть, в собственном доме, в собственной семье. А ты закрываешь на это глаза и говоришь: “Они сами разберутся…”

Они сами не разберутся! Они ждут тебя.

И этот обижаемый кричит сегодня с обочины: “Кто-нибудь, услышьте меня, помогите мне!”

Обидчик мучает, избивает… Боже мой! Сколько сегодня этих обижаемых рядом с нами, мимо которых мы проходим и делаем вид, что мы ничего не видим, ничего не слышим, как будто это нас не касается.

Честность – это еще одно качество на пути к справедливости.

Надо быть честным. Многие понимают, что надо, но не хватает мужества. И тогда берется цитата из Библии: “Тот, кто в чужую ссору вмешивается, тот хватает пса за уши…” (Пр. 26:17)

Вот однажды тебя кто-то схватит, извините, за задницу, и никто тебя защищать не будет. Вот тогда ты вспомнишь этот стих.

Не надо прикрывать цитатами, как фиговыми листочками, свою трусость!

Я проповедую сегодня смелым людям. Это не всех касается. Это касается тех немногих, которые сознательно проходили мимо конфликтных ситуаций, хотя у них хватало и ресурсов, и возможностей, и авторитета встать между обидчиками и обижаемыми. Но они сделали вид, что их это не касается.

Бог хочет говорить о справедливости на всех уровнях

Иер. 21:12

Дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит.

Господь говорит: “Если вы не прекратите этот скандал, то Я буду использовать Свои рычаги”.

Иер. 22:1

Так сказал Господь: сойди в дом царя Иудейского и произнеси слово сие…

Бог хочет говорить о справедливости на всех социальных уровнях.

Мы – маленькие люди, маленькие обидчики. У нас есть свои маленькие жертвы.

Более крупные звери находят более крупные жертвы.

А здесь Бог говорит: “А теперь зайдите в дом президента, зайдите к премьер-министру, в сейм и скажите им то же самое слово…”

Здесь речь идет о государственном уровне.

Когда мы проповедуем Евангелие, такое впечатление возникает, что Бог дал слово только для простых налогоплательщиков, для избирателей, для простых людей.

Это не так! Слово Божье универсально и касается всех людей. Потому что каждый человек предстанет перед Богом. Кем бы он ни был: от президента до бомжа.

Мне нравятся слова: “сойди в дом царя”. Потому что здесь подчеркивается, что священники стоят выше царей.

Священники – это власть небесная.

И слово “сойди” свидетельствует о том, что ты был повыше, а теперь сойди в дом царя. То есть сойди туда, где правит земная власть.

иПророческое слово всегда рождается на небесах.

И священники и пророки, как представители небесной власти, должны донести послание от Бога до тех, кто находится на уровне земной власти.

– “Сойдите в дом царя и скажите там то же Евангелие”.

Там не нужно другое Евангелие, специально для царей. И для царей то же Евангелие!

Вразумитесь цари земные, научитесь судьи земли! Почтите Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть в пути вашем…” (Пс. 2:10, 12).

Какое же послание Бог хочет донести до ушей царя?

Иер. 22:2

И скажи: выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами.

На уровне государства это откровение: “послушай, царь, послушай, канцелярия президента, послушай, все правительство – послушайте все, как Бог видит сегодняшнюю реальность!

Иер. 22:3

Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем.

Мы говорим, что это откровение только для нас. Нет, это откровение для всех!

Я вообще удивляюсь, когда люди сражаются против откровения о Новом мировом порядке, отделяя церковь от государства, рассчитывая, что для народа есть свои откровения, а государство может обойтись и без откровений.

Почитайте Слово. Там написано, что Бог никогда не отделял церковь от государства! Напротив, Он их соединяет вместе.

И этим соединительным звеном является откровение от Бога и поручение, которое Бог дает.

Если наш Бог – Царь всех царей, то Он этим царям дает те же самые заповеди и указания. Слово в слово.

Только сначала в церкви звучало: “Производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика”.

Церковь услышала.

Потом Господь говорит пророку: “А теперь иди в сейм, к царю и скажи ему то же самое слово. Пусть царь послушает”.

“Рыба гниет с головы”, поэтому с головы все и начинается. И царь должен слышать те же самые откровения.

Иер. 22:3

Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем.

Только там, к сожалению, обижают и сирот, и вдов, и пришельцев крупнее раз в миллион. Там уже всю страну сразу кинули, всех пенсионеров. Взвинчивают цены, и им плевать, как живут люди.

У нас нет профсоюзов, которые бы защищали твои и мои интересы. Как смогут выжить пенсионеры при таких пенсиях, – власть имущим это все равно! Кризис переживает только народ. Ни один чиновник не переживает кризиса. Ни на один сантим они не сократили себе ни льгот, ни расходов. Напротив, стоит вопрос об увеличении зарплат чиновникам. И куда это годится?!

Маленькие паучки жрут маленьких паучков. Наши большие “пауки” жрут больших “пауков”. И самое обидное, что народ выбирает себе правительство, а это правительство потом грабит народ, который выбрал его. Это уже высшая форма политического государственного садомазохизма. До каких пор это будет продолжаться?!

И эти люди ведут себя так, как будто Бога нет.

Но Бог есть! И Бог говорит с самой высокой трибуны, Он говорит сегодня царю, президенту, премьер-министру, руководителю каждой государственной структуры: “Производите суд и правду, спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты, вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем!”

В чем заключается национальная идея? Что самое главное сегодня в правительстве?

Я понимаю так: не надо все вечера телек смотреть, не надо новости читать, не надо захламлять свою голову ложью и негативом, но надо знать, чем занимается правительство, которое мы выбрали.

И мне хочется спросить: “Хоть над чем-нибудь из того, что мы сейчас прочитали, там кто-то голову ломает? Над тем, как производить честный суд, не обижать сироту, вдову, спасать обижаемого от руки притеснителя…”

Их вообще это не волнует!

А если их это не волнует, то и Бога не будет волновать их судьба.

Для кого-то эти слова сейчас прозвучат, как утешение. Это уже на государственном уровне заповедь.

И дальше Господь говорит, что если в государстве будет система защиты пенсионеров, одиноких, вдов, пришельцев, то благословение будет на народе.

Проще говоря, исполнение этих всех пунктов можно обозначить как справедливость.

Попранная справедливость

Должна быть справедливость или нет?

Человек 50 лет отработал на это государство, а государство ему говорит: “Нет, мы засчитываем только последние годы, годы независимости…”

Как это понимать? А где же справедливость?

Или: человек родился в Латвии, а ему говорят: “Ты должен сдать экзамены и доказать, что ты имеешь право быть гражданином страны…” Что это такое?!

Справедливость попрана в Латвии.

Но это не означает, что ее здесь не стало. Я верю в тех смелых людей, которые восстановят эту справедливость. Справедливость историческую, справедливость юридическую, социальную, и самое главное – духовную.

Бог говорит так:

Иер. 22:4

Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их.

То есть если вы будете защищать справедливость, Бог обещает процветание, успех и благословение и царям, и их слугам, и всему народу. Потому что справедливость – это принципы Царства Божьего.

Иер. 22:5

А если не послушаете слов сих, то Мною клянусь, – говорит Господь, – что дом сей сделается пустым.

Справедливость наполнит благословениями наши дома.

Несправедливость опустошит наши дома, наши города и нашу землю.

Ты скажешь: “Ну, Алексей, загрузил! И так плохо было, а стало вообще… “хорошо”…”

Друзья, не отчаивайтесь, у нас всегда счастливый конец. Просто сначала мы ставим диагноз, говорим: “Да, болезнь такая: несправедливость…”

Но у Бога всегда есть решение любой проблемы.

Сегодня тебе не надо решать государственные проблемы. Ты вправе решать то, на что ты способен.

• Но государство – это совокупность всех нас.

И сегодня от каждого требуется исполнение того, на что мы способны.

Несправедливость, оскорбления, обидчики и обижаемые.

Это сюжет практически любого фильма, тема любого романа. Это ситуация в каждом дворе микрорайона. Это ситуация практически в каждой церкви, проблема любой сферы нашего общества.

Конфликты, обижаемые, жертвы. И люди, которые ведут себя нагло, напыщенно. Попрана Справедливость!

Благородная миссия – быть адвокатом обижаемых

Обидчики и обижаемые… Здесь не хватает еще одного героя – человека, который бы встал между обидчиком и обижаемым и продемонстрировал бы то, что повелевает делать Господь.

Это узкий путь – гасить конфликты. Это требует огромного напряжения.

Проще сказать: “Да меня это не касается! Оставьте меня в покое! Как-то все дело утрясется…”

А дело-то само не утрясается. Потому что в этом деле должен восстать кто-то, кто поставит точку.

Кому Бог говорит: “Спасайте обижаемого из рук притеснителя”?

Это мне Он говорит и тебе. Это слово для каждого из нас.

Повторяю: у нас у каждого есть свое миниатюрное государство, у нас у каждого есть своя система добра и зла. У нас у каждого свой мир, в котором своя справедливость и несправедливость, свои герои и антигерои.

И Бог требует от нас, чтобы мы навели порядок, во-первых, у себя внутри, в сердце, затем дома, и на своей территории.

И сегодня я бы хотел сказать, что это благородная миссия – стать адвокатом обижаемых. Благородная миссия – стать посредником между жертвами и их обидчиками.

И Бог вознаграждает и благословляет тех, кто соглашается идти этим путем.

1 Цар. 19:1

И говорил Саул Ионафану, сыну своему, и всем слугам своим, чтобы умертвить Давида; но Ионафан, сын Саула, очень любил Давида.

Итак, система здесь такова. “Обидчик” – это отступник Саул. “Обижаемый” – Давид. И между ними идет война. И война нешуточная.

Царь Саул – это уже априори “экспрезидент”, хотя фактически все еще царь.

Давид – это помазанный кандидат на кресло президента. Он как бы априори уже там, но фактически еще нет.

И между ними жесточайший конфликт.

Этот конфликт напоминает зону между молотом и наковальней. И попробуй туда воткнуться, попробуй туда попасть – и ты будешь раздавлен. Кто его знает, чем это может закончиться…

Но Писание-то говорит: “Блаженны миротворцы…”

Есть люди, которые проходят мимо этого конфликта. Но были и люди, которые очень и очень любили Давида и очень хотели ему помочь. А это задача не из простых.

Но даже если задача непростая, она решаема.

Путь к справедливости лежит через добрые, уважительные отношения.

Ионафан очень любил Давида. С этого начинается все! Потому что в любви нет страха. Истинная любовь изгоняет всякий страх и делает человека героем.

Часто то, что мы называем любовью: “Ты любишь меня? На день рождения пригласишь?” – это всего лишь сантименты. Любовь связана не с днями рождения, не с конфетно-букетным периодом жизни, не с тортами и свечами.

Любовь связана с героизмом и с риском.

Если твоя любовь без риска, то твоя любовь – “редиска”. Потому что настоящая любовь рискует, она готова в жертву себя принести. Даже если это будет очень страшно.

Вот Саул столько лет ведет вражду с Давидом, горя к нему ненавистью. Давид, как живая мишень, носится то в одну пустыню, то в другую. На прицеле его держит Саул. Он уже 25 тысяч долларов назначил за его голову: “Кто поймает Давида, я ему столько-то денег отвешу…”

Представляете, в таких условиях Давид… Конфликт.

И все об этом знают. А многие уже сели уютно на трибуны и ставки делают: “Как ты думаешь, в этом году он его настигнет?” Многие смотрят на это, как на хоккейный матч: “Опять сорвалось! Опять Давид ушел. Молодец, Давид! Посмотрим…”

И большинство из нас вот так же сидят “на трибунах” и наблюдают.

Но слава Богу, что кроме таких наблюдателей, находятся еще и миротворцы.

Как Ионафан, который, хоть он и был сын Саула, но очень любил Давида…

1 Цар. 19:2

И известил Ионафан Давида, говоря: “Отец мой Саул ищет умертвить тебя; итак, берегись завтра; скройся и будь в потаенном месте…”

Спасай обижаемого из руки обидчика…”

Мы привыкли к стандартным ситуациям. А эта ситуация не стандартная. Это криминальная ситуация. Там пахло смертью, там реально никто не шутил. Там головы летели, и кровь лилась горячей струей. Там все было по-настоящему.

Наша жизнь сейчас какая-то “детсадовская”. Ни крови, ни жертв. Одни пластические операции с соляриями…

И Ионафан сидит за обеденным столом с царем Саулом, его отцом, и Саул вдруг Ионафану говорит: “Все, я сегодня убью Давида!…”

Ионафан хорошо слышал. Он точно услышал: “Я убью Давида…”

Многие спекулируют молитвой типа: “Молитва все сделает…”

Молитва не все сделает. Надо еще вовремя предупредить Давида, что его хотят убить, чтобы он из пункта А успел уйти в пункт Б. Это делает не молитва, а делает информация, которую ты вовремя сообщишь ему.

Спасай взятого на смерть, спасай обижаемого от руки обидчика!

Если ты любишь, Бог даст тебе мудрость, как это сделать. Если у тебя есть какая-то информация из уст обидчика, будь мудр и подскажи обижаемому, чтобы он ушел от удара.

Не надо, тупо промолчав, потом сожалеть: “Ах, надо было вчера сказать!…” Не надо откладывать на завтра то, что можно сказать сегодня.

Итак, Ионафан очень любил Давида, и он грамотно, мудро уводил из-под удара обижаемого. Уводил из-под удара обидчика того, кого он любил.

1 Цар. 19:3

“А я выйду и стану подле отца моего на поле, где ты будешь, и поговорю о тебе отцу моему, и что увижу, расскажу тебе”.

Я восхищаюсь этим человеком, Ионафаном. Это настоящий миротворец. Это настоящий смельчак, который встал между обидчиком и обижаемым. Он знал, что здесь не детский конфликт, что здесь реальная ненависть. Он знал, что его отец одержимый. А как можно с одержимым договариваться?

Если ты мудрый миротворец, то сможешь договориться с любым человеком.

Ионафан – это великий человек! Это человек, которому можно было Нобелевскую премию дать за искусство переговоров. Как он спасал обреченных и взятых на убиение!

И он говорит Давиду: “Слушай, Давид. Я понимаю, что я живу во дворце, а ты скитаешься, но потерпи немного. Я поговорю с отцом…”

Как вы думаете, ему было просто и легко?

Это сложно. Это брать на себя ответственность, это подбирать слова. Это значит, надо получить от Бога знание, как убедить разъяренного тирана, как ему мозги вправить, как пленить его помышления в послушание Господу.

Многие люди скажут: “Да сто лет мне это надо! Я могу спокойно закрыться в своей комнате, открыть Интернет и заниматься милым своим Facebook, милыми своими делами, “смайлики” свои посылать…”

Сегодня все мы в основном этим занимаемся. Кто сегодня сражается хоть за одного человека?!

Я понимаю, что есть единицы. Но это задача каждого из нас. Вот таких комбинаций “Давид – и Саул”, “отступники – и будущие служители”, очень много. И между ними столько идет сражений, столько идет войны. И должны появиться ионафаны…

Я пойду и поговорю с отцом…” Конечно, он не гарантировал никаких стопроцентных успехов. Он говорил: “Я не знаю, чем разговор закончится, но я постараюсь убедить отца, чтобы он поменял свое отношение к тебе”.

Нелегкие переговоры. И труд этот неблагодарный. Это 50 на 50. Ты не знаешь, чем все это закончится.

Это как у той Есфири, которая говорила: “Не знаю, царь меня не приглашал, но на карте стоит судьба моего народа… Если спасать обижаемый народ от руки обидчика, этого злобного Амана, то я согласна пойти на эти нелегкие переговоры”.

Я восхищаюсь этими смелыми людьми, я восхищаюсь этими смелыми парламентерами, которые стоят в проломе за тех, кого взяли на смерть, кого уже внесли в черный список, кто оказался в группе риска.

И Есфирь шла к царю, как по острию ножа: примет или не примет? Потому что тому, кто входил в приемную царя без приглашения, грозила смертная казнь.

• Но я знаю, что когда ты идешь даже по острию ножа во имя справедливости и защиты тех, кого сегодня взяли на смерть, Бог будет на твоей стороне.

И Ионафан тоже идет по лезвию ножа. Потому что между обидчиком и обижаемым нет широкой дороги. Там “лезвие ножа”. И по этой узкой грани тебя может провести только Господь.

И Ионафан говорит: “Все, что я увижу, что скажет мне отец, я все тебе расскажу…”

Я понимаю, почему после смерти Ионафана Давид так сильно плакал. Потому что таких настоящих друзей, таких настоящих союзников – раз, два, и обчелся.

Вы помните, что когда Давид пришел к власти, Ионафан уже погиб. И Давид горько плакал о нем. Он так мечтал, чтобы Ионафан был с ним в его триумфе. Потому что в самые тяжелые моменты жизни, в самых экстремальных обстоятельствах была проверена их реальная дружба.

Нам кажется сегодня, что все друзья. А когда пойдешь в разведку, когда смерть будет дышать в лицо, когда игра закончится, когда на карте будет стоять оголенная правда и сущность твоей веры, ты будешь настолько удивлен, обнаружив, кто есть кто…

Эти два человека познакомились не за школьной партой и не в баре за одной стойкой. Они встретились на поле брани, где рвались мины, где летали пули, где смерть носилась.

И я представляю, какое утешение было Давиду, который сидел, как затравленный зверек, в какой-то берлоге, и вдруг бежит его друг… Темной ночью прибегает: “Давид, ты должен уходить отсюда, потому что отец чернее тучи. Ты должен уходить!”

– “Спасибо тебе, Ионафан! Что бы я без тебя делал…”

Мы бываем такие духоманы: “Дух Святой скажет – и ангелы пойдут, ангелы сделают…”

Если бы все ангелы решали, то сто лет нам церковь нужна была бы, сто лет нам друзья нужны были бы!

Друзья, гораздо больше того, что делают ангелы, делают люди, которые любят, ревнуют и борются за справедливость.

Как Давид был обязан Ионафану, когда в самый экстремальный и тяжелый момент, когда никого рядом не было, когда все ушли, он один исполнял посредническую миссию между обидчиком и обижаемым.

И я представляю, насколько этот обижаемый был благодарен этому миротворцу.

И он говорил: “Я послушаю, что отец скажет. Жди меня здесь, я обязательно приду”. Верность, надежность, доблесть и героизм.

1 Цар. 19:4

И говорил Ионафан доброе о Давиде Саулу, отцу своему, и сказал ему…

Он говорил врагу своего друга… Это тяжелые переговоры.

Если я знаю, что этот человек ненавидит моего друга, мне гораздо легче ему поддакивать: “Да, да, он сволочь…” А идти против этой бури, против этой агрессии – это многого стоит.

Но Ионафан садился рядом со своим одержимым отцом, полным ненависти к Давиду, и говорил:

– “Отец, я хочу сказать тебе немного о Давиде… Я хочу тебе сказать…”

– “Я слушать не хочу!”

– “Но он для тебя столько сделал…”

Когда мы защищаем справедливость, мы должны использовать все ресурсы.

И говорил он доброе. Доброе о своем друге.

1 Цар. 19:4

И говорил Ионафан доброе о Давиде Саулу, отцу своему, и сказал ему: “Да не грешит царь против раба своего Давида, ибо он ничем не согрешил против тебя, и дела его весьма полезны для тебя…”

Справедливость – это не просто какой-то подхалимаж.

“Справедливость” – это вещи называть своими именами.

Ионафан, рискуя разгневать своего отца-царя, говорил Саулу: “Отец, ты не прав, что ты преследуешь этого человека! Он не сделал никакого зла для тебя. И ты должен быть справедливым и сказать себе: “Саул, ты не прав! Сколько он добра сделал для тебя, для твоего государства, для твоего престола! И чего ради ты его преследуешь?”

Когда в последний раз, братья и сестры, мы защищали своих друзей от их обидчиков?

Мы отвыкли от этого. В основном, либо в кулуарах, либо за спиной.

Но мы должны вернуться к этому. Потому что мы прочитали, что это заповедь от Бога: “Спасайте обижаемого из руки обидчика, и Я благословлю ваш дом, и Я благословлю вашу церковь, и Я благословлю ваш город”.

1 Цар. 19:5

“Он подвергал опасности душу свою, чтобы поразить Филистимлянина, и Господь соделал великое спасение всему Израилю; ты видел это и радовался; для чего же ты хочешь согрешить против невинной крови и умертвить Давида без причины?”

Вы знаете, Бог даст такие мудрые слова!

Я представляю, взбешенный Саул сидел и слушал, как мальчик, и хлопал глазами, потому что Ионафан нажимал на самые глубокие точки и напоминал: “Отец, ты же стоял и смотрел на поединок, когда Давид сражался с Голиафом! Ты что, забыл? Ты же радовался его победе и говорил: “Вот это да! Вот таких самураев у нас еще не было!” Ведь ты же восхищался его смелостью! И что с тобой случилось?!”

Боже, научи нас защищать наших друзей!

Саул слушал, его агрессия исчезала. И он почти соглашался с Ионафаном.

На вопрос сына Саул долго не отвечал.

1 Цар. 19:6

И послушал Саул голоса Ионафана и поклялся Саул: “Жив Господь, Давид не умрет”.

Хотя бы ненадолго…

Давайте защищать обижаемого от руки обидчика. Я знаю, что у меня свои саулы есть.

Я вспоминаю, как однажды меня пригласили на Молитвенный завтрак. И там на этом Молитвенном завтраке был и президент, и куча пишущей братии – журналистов. И потом они написали, что президент Затлер и пастор Ледяев были на одном Завтраке. Как будто мы из одной церкви. Типа, это оскорбляет президента.

А на следующий раз меня вычеркнули из списков приглашенных на Молитвенный завтрак. По разным причинам. А моего переводчика Айгара пригласили, потому что у него очень яркое свидетельство, как он пришел к Богу.

Я говорю об Ионафанах. Чем больше будет с нами рядом Ионафанов, тем выше будет наш авторитет и наша безопасность.

Мы часто говорим про Давида, про Саула, а про Ионафана так…

Нет, благодаря Ионафану авторитет Саула падал, а авторитет Давида поднимался.

И когда к Айгару обратились и сказали: “Мы хотим пригласить Вас на Молитвенный завтрак, чтобы Вы выступили со своим свидетельством, как Вы к Богу пришли” – первый вопрос, который он задал организатору: “А мой пастор будет на этом Завтраке? Пастор Алексей Ледяев”.

– “Нет, мы его не пригласили”.

– “А зачем вы тогда меня пригласили? Я являюсь плодом его служения, и благодаря его служению моя жизнь поменялась. И если его не будет, меня тоже не будет. До свидания”.

Я не говорю, что это питает мое честолюбие: “Молодец, что ты им тоже врезал!” Я не об этом говорю.

Я говорю о справедливости. В любом решении должно пахнуть справедливостью. Хотя можно было бы сказать: “Конечно, зато я буду…”

Вы понимаете, насколько Давид был благодарен Ионафану, настолько каждый из нас благодарен тому человеку, который защищает наш авторитет и гасит конфликт, когда в нашу пользу кто-то беседует там, в высших инстанциях.

Как Есфирь, которая пришла к царю Артаксерксу и, заслужив своим мудрым поведением расположение царя, рассказала ему: “Этот злобный Аман хочет мой народ уничтожить. Он тебя, царь, подставил, потому что ты подписал указ, не подозревая, чем это все закончится. И будет проливаться кровь моего народа. Что ты наделал?!”

Царь был возмущен вероломством Амана и решил: “А мы подпишем другой закон!…”

Израильский народ до сих пор празднует этот праздник Пурим, вспоминая Мардохея, Есфирь и вспоминая это величайшее событие, когда кто-то стоял между обидчиком и обижаемым. Это история будет помнить всегда.

Конечно, мы можем уйти от ответственности, сказав: “Я не знаю, это все так запутано”.

У дьявола развязаны руки, когда он не видит этих ионафанов, когда не видит этих адвокатов справедливости. Он ходит просто как император этого мира. Он делает все, что хочет. Он уничтожает, грабит, насилует, и никто не говорит ему: “Отдай назад!”

Фарисеи взяли женщину в прелюбодеянии и приволокли ее к Иисусу: “Иисус, таких женщин закон Моисея повелевал побивать камнями. Что скажешь Ты?”

Вот классическая иллюстрация: обидчики и обижаемая, тираны и вот их добыча.

И хочется спросить: “Ну, Иисус, как же Ты спасешь эту женщину?”

Но Иисус был очень квалифицированным “адвокатом” обижаемых. Он что-то писал на земле, давая возможность сначала высказаться всем.

Он также в полной мере дал этой женщине прочувствовать дыхание смерти. Потому что эти парни не шутили. Они Самого Иисуса без шуток распяли. Для них жизнь человека ничего не значила.

Я восхищаюсь этими героями, защищающими справедливость! Я хочу хоть чуть-чуть быть похожим на Ионафана. Я хочу для кого-то стать таким Ионафаном. Я хочу хоть раз в жизни кого-то защитить.

У нас есть право хотя бы на один подвиг в своей жизни.

Когда мы были детьми, мы об этом писали сочинения, об этом мечтали. Но вот мы уже взрослые…

Недавно был День космонавтики. Гагарину было 25 лет, когда он в космос полетел.

Когда я сегодня встречаю двадцатипятилетних молодых людей, которые не знают, что они будут делать в жизни, мне страшно становится. А когда подвиг будем совершать?!

Тебе не надо в космос лететь, там уже ловить нечего. По земле ходи. Здесь вот у тебя “космос”.

Подвиг – хоть раз сделать что-то смелое, хоть раз встать между враждующими сторонами.

Я знаю, что когда ты захочешь защитить справедливость, Бог даст тебе мудрости, Бог даст тебе слово, помазание.

И Иисус сказал тогда Свою знаменитую загадочную фразу: “Кто из вас без греха, можешь первым бросить в нее камень…” (Иоан. 8:7) – не нарушая закон, не отменяя казнь и даже не отказываясь от заповеди Божьей.

Когда восстанавливается справедливость, это трогательный момент в любом случае.

Когда восстанавливается справедливость, это как будто Сам Бог ставит Свои ноги на земле и говорит: “Я Бог, справедливый Бог. Я пришел разрушить дела дьявола, Я пришел вытащить добычу из пасти тирана. Я пришел вырвать обижаемого из рук притеснителя. Кто из вас без греха…”

И обвинители женщины начали бросать камни на землю и уходить. Все до одного.

Я до конца не понимаю, что в их сердцах происходило в тот момент, но меня впечатляет больше всего тот факт, что Иисус выступил адвокатом падшей женщины. Он всегда спасал обреченных, взятых на убиение. Это Его характер – не отвергнуть даже отверженного. Льна курящегося не угасить, трости надломленной не переломить.

Когда Иисуса распяли, вместе с Ним были распяты еще два человека. Слева висел один разбойник, справа другой. А Иисус спасал, спасал и спасал! Был между живыми и мертвыми до самого последнего мгновения.

Один из казненных проклинал Иисуса и: “Давай, сделай чудо, сойдем с креста!”

Второй его удерживал и говорил: “Хватит куражиться! Мы-то по делу здесь висим, а Он никакого греха не сделал…”

И он повернулся к Иисусу и спросил: “Иисус, а возможно ли сорваться с крючка смерти? Возможно ли вообще мне иметь какой-то шанс?”

Иисус повернул к разбойнику голову и сказал: “Ныне же будешь со Мной в раю…”

Когда я вам сейчас это цитирую, я хорошо понимаю, что разговор шел не с позиции людей, которые сидели в кафе и попивали холодный напиток. Этот разговор происходил в условиях жесточайших мучений, когда дышать было трудно, когда ткани тела рвались вживую, когда можно было, только стиснув зубы, не кричать от боли. А они еще разговаривали! И Иисус все еще вырывал обижаемых, обреченных на смерть из пасти смерти.

Мы можем погрязнуть в рутине второстепенных вещей и говорить: “Я Богу служу, я делаю то, второе, третье…”

Но я знаю, что один из главных вопросов, которые однажды Бог задаст тебе и мне: “Сколько жертв ты вырыл из пасти дьявола? Сколько обреченных на смерть ты привел ко Мне? Сколько раз ты обижаемых спасал от обидчика? Выполнил ли ты хоть раз в жизни миссию Ионафана?”

Я знаю, это будет прямой вопрос. Может быть, будут какие-то кадры тех ситуаций, в которых я бы мог эту миссию выполнить. Честно говоря, шансы могут не повторяться.

Я хочу молиться вместе с вами о том, чтобы Бог наши каменные сердца поменял на плотяные, чтобы мы стали чувствительными к чужой боли, чтобы мы могли понимать тех, которые сегодня угнетаемы.

В книге 1 Царств, 30 главе, описано, что когда Давид вернулся из своего очередного похода на войну, оказалось, что враги в его отсутствие напали на город и забрали его жен, его детей, его скот в плен.

И Давид молился Богу и спрашивал: “Господь, что делать?!”

А Господь ответил: “Спасай угнетаемых от руки притеснителя”.

Это неизменная заповедь!

Что делать, если твои дети в мир пошли? Если твой бизнес оказался под угрозой?

Что делать, если твое здоровье оказалось под пятой какого-то обидчика или тирана?

Нам не остается ничего, как только сражаться и забирать все, что нам принадлежит по праву.

И Давид молился: “Господь, оправданна ли битва?”

– “Оправдана. Преследуй, догонишь и отнимешь” (1 Цар. 30:8).

Я знаю, что когда ты сражаешься за справедливость, пойдешь и догонишь и отнимешь. И победишь и спасешь.

Это не теоретически, это практически.

•Я знаю, что Бог сильному, показавшему мужество, даст помазание, власть и авторитет.

Мы должны сегодня быть честными. Давайте будем молиться, и мы должны покаяться за свою трусость, за свое безразличие и сказать: “Бог, прости, что так часто проходил мимо обижаемых, что так часто я оправдывал свою слабость и говорил, что это не мое дело. Но сегодня я принимаю решение сражаться за тех, кто слабее меня, стоять в проломе за них и спасать обижаемого от руки притеснителя”.

Однажды, в конце концов, придет Царь, и все народы соберутся перед Ним. И будет суд над “козлами”.

За что Господь будет судить “козлов”?

За то, что они отказались бороться за слабых, за меньших, за обижаемых, за презираемых людей:

– “Так как вы не сделали сие одному из малейших сих, то не сделали Мне…” (Матф. 25:45).

Я знаю, что наша жизнь имеет вес, и нашу жизнь Бог взвешивает.

И я знаю, что вес имеют любовь, ревность, борьба за справедливость и трофеи. Я знаю, что весу личности, весу нашей жизни добавляют смелость и героизм. И еще вера, которая побеждает, которая угашает огонь конфликта, которая закрывает пасти львов.

Наш Бог – великий Бог!

И пусть Дух Святой испытает наши сердца.

Спасайте обижаемого от руки обидчика”.

Помолись Богу и скажи: “Бог, я хочу исполнить это слово, я хочу исполнить слово Твое, я хочу видеть силу Твою. Я хочу хоть раз стать Ионафаном…”

Великая роль посредников. Неоценимая роль миротворцев…

Предыдущая Все проповеди Алексея Ледяева Следующая

Все проповеди