Пастор церкви Новое Поколение Алексей Ледяев

Предыдущая Все проповеди Алексея Ледяева Следующая

Парадигма совести. Часть 2. Совесть как качество приобретенное

Проповедь пасторa Алексея Ледяевa (церковь "Новое Поколение")

19 марта 2011 года, Рига, Латвия

В начале хотелось бы суммировать то, о чем мы уже говорили ранее. Представляю вашему вниманию полную схему того, что из себя представляет совесть.

Полная схема того, что из себя представляет совесть

1. Судьба человека зависит от его веры.

Начнем с видимой части – с судьбы человека. Каждый человек своей верой жив будет.

От чего же зависит вера?

2. Вера зависит от совести.

Можно смело утверждать: какова совесть, такова и вера. Происхождение.

О чем мы сейчас говорили?

Совесть – это голос Закона Божьего.

• Также вера и совесть человека зависят от культурных и религиозных условий, от просвещения и воспитания.

• И самая базовая составная совести – это инстинкт или интуиция.

Составляющие: законы общества, просвещение, воспитание и культуру – можно обозначить как “знания”.

Совесть – это внутренний механизм, регулирующий человеческое поведение, и внутреннее нравственное мерило, определяющее, что есть добро или зло.

То есть совесть как раз и определяет, что есть добро и что есть зло.

На основании добра формируется праведность.

• На основании нарушения заповеди, или на основании злых деяний, рождается грех.

Грех есть беззаконие.

Если совесть – это внутреннее, врожденное качество человека (как мы ранее определили, что это образ и подобие Божье, это механизм соответствия творения со своим Творцом, это есть механизм поиска творением своего Первоисточника), то у Бога есть огромное желание иметь влияние на эту “кнопочку” – инстинкт и интуицию.

На совесть человека также претендует и дьявол.

Потому что тот, кому удалось захватить этот плацдарм (на мой взгляд, самый главный в естестве человека), тот захватил и всю человеческую жизнь.

Итак, совесть – это, прежде всего, врожденное качество человека.

Изначально Бог вложил в человека Свой образ и подобие. Назовем это “инстинктом духовного самосохранения”. Это программа соответствия творения со своим Творцом.

Инстинкт духовного самосохранения – это программа соответствия творения со своим Творцом.

Человек был сотворен в своей стихии – в атмосфере святости и праведности.

И поэтому, по мере приближения к греху – то есть к враждебной и агрессивной среде, в которой человек может погибнуть, – на инстинктивном, интуитивном уровне включается сигнализация, которая свидетельствует человеку: “Внимание, грех!”

Это то, что мы называем голосом совести, который предупреждает: “Нельзя!”

Таким образом формируется базовое понимание того, что есть совесть.

Соответствие с Творцом предполагает определенные стандарты.

Значит, совесть диктует нам Его характеристики и качества.

Если Бог справедливый, значит, и мы должны являть справедливость. Если Бог святой, значит, и человек должен жить в святости.

Мы уже говорили о том, что язычники, не имея закона, могут по природе законное делать. И поэтому, “не имея закона, они сами себе закон” (Рим. 2:14).

То есть, совесть человеческая – это голос того, скрытого на самом глубоком пласте человеческого естества Божественного закона.

Нравственная надстройка совести

В первой части мы рассмотрели совесть, как качество врожденное.

А сейчас мы поговорим о том, что, кроме базового интуитивного основания совести, существует еще некая этическая и религиозная надстройка.

Человек в любом случае живет в обществе.

В обществе есть своя религия, свои социальные и нравственные законы. И в любом случае человек становится зависимым от общества, а значит, продуктом влияния воспитания, образования и просвещения. В конструкции совести это есть.

• Врожденные составляющие совести – это есть фундамент, а приобретенные – это уже надстройка. И то играет роль, и это.

• Поэтому мы рассматриваем совесть в совокупности и говорим, что совесть – это качество человека и врожденное, и приобретенное.

Поэтому далее мы будем рассматривать совесть, как качество приобретенное. Причем, будем рассматривать религиозно-этический пласт совести.

Прежде всего, хотел бы подчеркнуть то, что во всех европейских языках слово “совесть” образовано от корня, означающего “знание”.

То есть совесть напрямую зависит от знания. Какие знания (в первую очередь, духовные) – такова и совесть.

В немецком языке слово “совесть” происходит от корня “знать”.

В английском – слово “совесть” тоже происходит от слова “знать”. В переводе с греческого слово “совесть” – это “сознательность”. Даже в переводе с латышского языка “совесть” - это “сердечное сознание”.

Даже русское слово “совесть” состоит из двух частей: приставки “со” и слова “весть”. То есть некое послание, некие знания.

То есть совесть отождествляется с какими-то определенными знаниями.

Кроме базового фундамента совести – врожденного, у человека есть еще надстройка совести – знания.

Если совесть – производная определенных знаний, то мы понимаем, что в формировании совести, прежде всего, играет большую роль воспитание. Семейное, религиозное, социальное, политическое.

• То есть совесть воспитуема.

Вечные библейские принципы морали и нравственности не меняются.

Базовые, фундаментальные, нравственные и моральные принципы не меняются: справедливость, милосердие, богопочитание.

Что меняется в совести?

Меняется ее культурный, этический и религиозный слой. Потому что это – мир. В зависимости от этого меняется культурно-религиозно-этическая надстройка совести. И все это в совокупности представляет собой знание.

Вечные незыблемые моральные и нравственные принципы остаются неизменными. Меняется лишь надстройка: ритуалы, обряды, культура, религия и социальные условия, которые формируют совесть.

• Из сказанного следует, что совесть сформирована определенными знаниями, которые позволяют человеку отделять в данном обществе, в данный момент времени, в конкретной ситуации добро от зла.

На основании образования, на основании воспитания – церковного ли, или семейного, – на основании тех законов, соблюдая которые, человек живет в данный момент времени. Это уже законы общества, это обычаи или правила церкви, это обычаи и правила семьи.

Сначала папа и мама говорят ребенку о том, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Формируются основы нравственности, закладываемые в совесть.

Потом человек попадает в компанию сверстников. Ему и там объясняют, что “хорошо”, а что “плохо”. Внутри человека происходит уже некая комбинация этих понятий, и человек сам составляет себе шкалу нравственных ценностей.

Затем человек попадает в церковь, и там ему объясняют, что есть грех, а что есть праведность.

И идет сложный внутренний процесс, который представляет собой совокупный продукт влияния семейного, церковного и общественного.

И сколько составных от каждого из этих уровней будет участвовать в формировании совести, отсюда и формируется индивидуальная совесть.

Кто-то больше прислушивался к родителям, поэтому аргументы родительского воспитания превалируют.

Скажем, отец сыну постоянно говорил: “Плакать нельзя! Плачут только слабаки. Ты должен...” – и мальчик все усвоил, он этот принцип взял за основу своего поведения. И его совесть опирается на эти принципы, которые были вложены в его сознание.

Поэтому совесть зависит от воспитания и полученных знаний.

Вот почему очень важно то, в какой среде воспитываются дети, в какой среде члены церкви получают церковное образование. Потому что мы не просто проповедуем, не просто молимся, не просто Библейскую школу проводим, а мы формируем совесть человеческую.

Знания формируют совесть.

Если это примитивные знания, – будет примитивная совесть.

Примитивная совесть будет рождать примитивную веру.

А немощная вера будет рождать немощную судьбу.

Вот почему нужна глубокая система прогрессивного обучения и познания. Потому что прогрессивные знания будут формировать прогрессивные совесть и веру. Соответственно прогрессивная вера будет формировать благословенную многостороннюю и полноценную судьбу.

О каких знаниях идет речь?

Ясное дело, что в рамках христианской философии Бог призывает человека позволить Божьему закону влиять на формирование своей совести.

Формирование совести за счет знаний

Пр. 3:1-4

Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое
; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.

Пр. 7:1-3

Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего.

Обратите внимание на то, что Бог Свой закон фиксировал на подсознательном, интуитивном уровне, в фундаментальных слоях основания врожденной совести.

Бог желает, чтобы мы, как отцы и матери, как священники, как учителя, записывали это в сознании своих детей, то есть в их сердцах. Чтобы наше воспитание закончилось тем, что на скрижалях сердец наших учеников, наших детей, членов наших церквей переписались заповеди из Библии. Чтобы эти заповеди стали их жизненными принципами.

В Притчах используется слово “сердце”. “Скрижали сердца”. Что это такое?

Слова, записанные на скрижалях сердца – это жизненные убеждения, жизненные принципы, это внутренняя конституция, это кодекс чести, это правила, по которым человек живет.

Самый несчастный человек – это бесхребетный человек. Это человек, у которого нет принципов. Он приспосабливается. Где выгодно, там он и будет. Где не выгодно, там не будет. Это не человек, это просто существо.

Совесть – это чистое сердце

Личность – это Человек с большой буквы, у которого есть принципы.

У католиков есть свои принципы, у православных есть свои принципы, в “Новом поколении” есть свои принципы. Даже в криминальном мире есть свои принципы!

И принципиальный человек – это личность, которую ценит не только дьявол, но и Бог.

Почему Бог обратил внимание на Савла?

Потому что это был принципиальный человек, который не изменял своему воспитанию, своей культуре. Этот человек был целостной натурой.

Он был воспитан Гамалиилом – фарисеем, законоучителем, членом синедриона (Деян. 5:34). Поэтому Савл знал, что такое иудейская культура, и он на основании закона Моисея выстроил свой внутренний нравственный и религиозный каркас. Он был неумеренным ревнителем ортодоксального иудаизма более своих сверстников. Он был принципиальным в вопросах веры. И Бог на него обратил внимание: “Этот человек не изменит”.

И Он сказал Савлу: “Ты будешь работать теперь на Меня”.

Если знание формирует совесть, а совесть – это “сердце” человека, то отсюда несложно сделать вывод.

Совесть в идеальном состоянии – это чистое сердце, на скрижалях которого начертаны Божьи законы.

• Это есть универсальная модель как Ветхого, так и Нового Заветов.

2 Кор. 3:2

Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

Служители, лидеры! Я обращаюсь к вам.

Мы работаем не столько с сознанием людей, сколько с их сердцами. Поймите, что из разума, из памяти дьявол может выкрасть заповеди Божьи. Но если они начертаны на скрижалях сердца не чернилами, но Духом Святым, то это очень прочно. И это называется “откровение”.

Что такое “скрижали сердца” и что такое “письмо Христово”?

Когда приходит Дух Святой и когда огненное откровение прикасается к человеческому сердцу, именно откровение оставляет там след.

Я, как пастор, хочу, чтобы мое служение превратило каждого, кто меня слышит и кто смотрит на меня, в письмо Христово.

Вы письмо Христово через наше служение” – это задача новозаветних служителей. Мы формируем людское мировоззрение, мы формируем их совесть – этот внутренний механизм, который будет определять, что есть добро, а что есть зло на основании Божьего закона, на основании культуры Царства Божьего, на основании библейского воспитания и той базовой врожденной совести, которую мы все имеем от Бога.

Обращаю ваше внимание на ответственность.

Не просто интересные проповеди. Проповеди – это просто, как бы сказать, “обед”.

Но есть система знаний, учение. Учение формирует в человеке эту шкалу ценностей, которая определяет, что есть добро, а что есть зло.

Каковы знания – такова и совесть.

Какова совесть – такова вера.

Какова вера – такова судьба.

Мы, пастора, учителя, лидеры, несем ответственность перед Богом, чтобы наши люди стали не просто какими-то “записочками” от пастора или лидера, а чтобы это были “письма Христовы, всеми читаемые и всеми узнаваемые”.

И мне всегда бывает приятно, когда мне рассказывают, как кто-то из нашей церкви на какой-то вечеринке, или на какой-то свадьбе, или на какой-то встрече начинает рассуждать на некоторые темы, которые мы здесь обсуждали. И их друзья определяют сразу: “О, вы из “Нового поколения”!”

• Вы знаете, самая великая задача – научить верующих людей мыслить логично на основании слова Божьего, мыслить практично и концептуально. Чтобы каждый из нас был бы современным человеком, практичным, самодостаточным и целеустремленным.

Таких мало. Но за такими людьми пойдет весь мир.

Формирование совести за счет знаний.

Резюмируя все выше сказанное, приходим к выводу, что совесть – это продукт воспитания, образования и просвещения.

Толковый словарь русского языка дает следующее определение: “совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом”.

Кроме того, что у нас есть знания, совесть еще, вдобавок к этому, есть нравственная ответственность.

Потому что человек может знать, но ничего не делать.

• Совесть в чистом смысле – это есть побудительная причина не только получать знания, но и реализовать эти знания в жизни.

Похвала совести

2 Кор. 1:12

Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей
, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.

• Итак, нравственная ответственность рождает внутреннее удовлетворение – похвалу совести.

Мы с вами привыкли к выражениям: “угрызения совести”, “муки совести”. А кто-то должен испытать однажды похвалу совести.

Если тебя хвалит совесть, тебя хвалит Бог. Это есть внутреннее удовлетворение.

Даже пусть толпа кричит, что ты не прав, но если совесть твоя говорит, что ты молодец, ты – счастлив.

В чем заключается сила сильных людей?

В том, что они поступают по совести.

“Похвала совести” – это есть оценка наших достижений. Внутреннее удовлетворение.

Даже если люди не оценили тебя, но ты чувствуешь, что внутри Бог тебе подмигивает и говорит: “Молодец! Продолжай...” – это для нас самое главное.

Жить по совести, не враждовать с совестью, дружить с совестью и получать от нее похвалу.

Похвала совести – это Божья похвала.

Это внутреннее свидетельство, что ты угодил Богу.

Принятая ответственность рождает похвалу.

Совесть определяет позицию перед Богом.

Если человек хочет поступать по совести, он задает себе вопрос: справедливо ли это перед Богом?

Он говорит себе: “Если это справедливо перед Богом, то я беру ответственность на себя и буду это делать”.

Слабые люди задаются вопросом: “Справедливо ли это перед людьми?”

Мих. 6:8

О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

И Петр, и Иоанн, когда им попытались заткнуть рот фарисеи, толпа религиозных авторитетов, ответили: “Справедливо ли перед Богом слушать вас более, чем Его?”

Как легко можно объяснить слабость: “Да ради мира не будем спорить. Что мы?”

Но чистая совесть и моральная ответственность делают человека смелым и дерзновенным. Потому что он ищет справедливости перед Богом.

Деян. 4:19

Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: “Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали”.

Совесть – это не только нравственное мерило, не только знания, но это еще и ответственность озвучить эти знания.

• Чистая совесть – это не только знать Иисуса и пережить благословения от Него, это также ответственность за то, чтобы об этом узнали все люди.

Чтобы об Иисусе услышала вся Латвия и каждый человек на этой земле.

“Справедливо ли перед Богом?”

Совесть делает человека энергичным. Она обязывает его: “Ты не можешь молчать, ты не можешь не говорить!”

Я хочу получить похвалу от совести, и поэтому я советуюсь с совестью и стараюсь сделать то, что мне диктует совесть.

Вокруг совести все вращается.

– “А что папа скажет? А что мама скажет?”

– “А что лидер скажет? А что правительство скажет?”

Знаете, почему мы суетимся?

Хотим обосновать свою слабость.

А если бы ты спросил свою совесть: “Что делать?”

Она бы ответила: “Иди и возвещай истину...” – и мы должны поступать по совести.

• Это желание получить похвалу совести есть зрелость служителя.

Вы знаете, нас много гонят сегодня. Не приглашают туда, сюда. Нас упрекают, что у нас служение не такое, как принято.

Что делать, если ты не нравишься тому, не угодил этому? Если ты не вписываешься в интерьер с теми и с другими?

Ты, прежде, спроси у совести: вписался ли ты в Божьи планы? Если совесть тебя поддерживает, будь доволен – значит, все в порядке. А все остальное – дело времени.

Чистая, добрая совесть выбирает не то, что справедливо перед людьми.

Чистая, добрая совесть выбирает то, что справедливо перед Богом.

Мы не можем замалчивать истину. Совесть не позволяет.

Я несу ответственность за ту истину, открытую мне, о которой должны знать все люди.

Человек, поступающий по совести, будет иметь похвалу совести, которая является наивысшей оценкой его достижений и успехов.

Мало ли что тебе говорят люди! Главное – что тебе говорит твоя совесть?

Мы часто говорим: “Бог мне сказал…” или: “Бог мне не сказал...”

А что тебе совесть сказала?

Совесть – это микрофон в руках Бога. И все, что Бог говорит, мы и слышим через совесть.

Совесть мешает нам жить. Как хорек: то спит, то грызет. Что с ней делать?

Уважать ее, любить ее и прислушиваться к ней.

1 Пет. 3:16

Имейте добрую совесть
, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.

В начале фразы – “добрая совесть”, в конце – “доброе житие” во Христе.

Добрая совесть – добрая вера, доброе житие.

Если осквернена совесть, будет оскверненное житие.

Какой здесь вывод?

Общественное мнение может меняться, но мнение доброй совести остается неизменным.

Голос изнутри важнее всех голосов снаружи!

Общественное мнение может меняться. Сегодня: “Осанна!”, а завтра: “Распни!”.

Но есть совесть, есть моральная ответственность за те знания, которые мы получили от Бога. Именно это есть стержень зрелой личности.

Совесть делит людей на героев и подлецов, на великих и ничтожных, на служащих Богу и не служащих Ему.

Именно добрая, непорочная совесть покажет разницу между теми, кто служит Богу, и теми, кто Ему не служит. Рано или поздно все невидимое, все тайное станет явным.

Деян. 24:16

Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми.

Всегда, в любых условиях – выгодно это или не выгодно, когда у меня есть команда или когда у меня ее нет, когда у меня есть деньги или когда их нет, когда меня предали или когда я стою на высокой трибуне – я всегда подвизаюсь иметь непорочную совесть!

Почему Павел не говорит: “Я стараюсь иметь веру! У нас учение веры. Если будешь веровать...”?

Здесь Павел идет глубже. Он говорит о вере, как о производной совести.

Давайте и мы почаще говорить не столько о вере, сколько о совести, которая формирует веру.

Непорочная совесть сделает нашу веру твердой.

А твердая вера обеспечит потрясающую судьбу!

Деян. 20:24

Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божьей.

Короче можно сформулировать эту мысль так: “я несу ответственность за то служение, которое Бог доверил мне”.

Знание формирует совесть, а сильная воля поможет осуществить и реализовать эти знания.

Развитие человеческой совести

Совесть не есть константа.

Константой являются библейские моральные и нравственные принципы. 10 заповедей остаются вечными.

Но религиозно-культурно-этическая надстройка совести должна меняться. Потому что жизнь развивается, условия развиваются, и мы тоже должны развиваться.

1 Коринфянам, 8 глава. В этой главе Господь через апостола Павла преподает нам учение о разнообразии религиозной совести.

Мы должны почерпнуть здесь очень серьезные уроки.

Только что мы записали: “каковы знания – такова совесть”.

Примитивные знания рождают немощную совесть.

Немощная совесть рождает немощную веру.

А человек с немощной верой никогда в жизни ничего не достигнет.

Вот почему мы должны внимательно следить за тем, чему учат людей, какое образование человек получает.

Я недавно был на одном молитвенном вечере. И там я услышал фразу, которая меня просто загнала в шок.

Вышел пастор одной церкви и сказал: “Я боюсь молиться о Пробуждении Латвии, чтобы Пробуждение в Латвии не стало для меня важнее моих отношений с Богом”.

Сначала я подумал, что я что-то не расслышал. Но эта фраза повторилась три или четыре раза. Оказывается, общение с Богом важнее, чем спасение грешников! Оказывается, общение с Богом важнее Пробуждения в Латвии!

Я сидел и думал: “А что я здесь делаю?”

Я воспитан иначе. Я живу для того, чтобы было Пробуждение в Латвии. Я живу, чтобы перед именем Иисуса Христа преклонилось всякое колено.

“Но вы не так познали Христа...”

Как хорошо, что я в “Новом поколении”, где уважается логика, практичность, где уважаются откровения и где уважается Евангелие!

Отметим еще несколько определений совести. Мы уже с вами кое-что разобрали.

Совесть – это внутренний механизм, регулирующий поведение человека.

Совесть – это продукт воспитания религиозного, культурного и профессионального.

Совесть – это свод четко сформулированных жизненных убеждений.

То есть это правила жизни. Человек живет по этим правилам.

• Совесть – это законодательная власть в человеческом сердце, определяющая добро и зло.

• Совесть – это голос закона Божьего, который определяет, что есть добро и что есть зло.

• Какова совесть – таков и человек.

Каковы знания – такова и совесть.

Какова совесть – такова вера.

Какова вера – таков человек.

Знание, совесть, вера, судьба. Здесь нет мелочей.

Разнообразие религиозной совести

1 Кор. 8:1-2

О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.

Когда я был маленьким, меня всегда эти стихи раздражали. А сейчас приятны. Значит, взрослею.

1 Кор. 8:3

Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.

Для чего нужны знания?

Для того, чтобы эти знания формировали совесть.

Знания от Бога формируют Божественную совесть. “Говорит ли кто, говори как слова Божьи” (1 Пет. 4:11).

Ум Христов, чувствования Христовы, закон Христов, знания от Бога формируют новозаветнюю совесть, прогрессивную и совершенную.

А прогрессивная и совершенная совесть соответственно будет формировать полноценную, продуктивную и эффективную веру.

Очень важны знания. Мы должны понимать, что знания не только кормят наши мозги, но и формируют наши жизненные убеждения и жизненные правила.

1 Кор. 8:4-7

Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.

Каждый из нас получил свое воспитание. У нас была разная школа воспитания в семьях. У нас у каждого свой “бэкграунд”. За свою жизнь мы нахватались разных знаний.

И придя в “Новое поколение”, мы в своем сознании имеем некий микс, некий коктейль из различных учений, из различных знаний. То же, что происходило в Коринфянской церкви.

1 Кор. 8:7-9

Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

В седьмом стихе уже появляется некое разногласие. Среди христиан есть люди с совестью, признающей идолов.

Человек получил воспитание, что в мире есть идолы, которым надо поклоняться.

Теперь мы переходим на бытовой религиозный уровень: как надо одеваться, как подстригаться, как питаться, как молиться: тихо или громко…

Совесть, признающая идолов, и совесть, не признающая идолов.

Оба христианина находятся в одной церкви. Одного воспитали так, другого воспитали иначе.

Самое интересное, здесь говорится, что совесть, признающая идолов, – это немощная совесть.

Совесть, не признающая идолов, – это сильная совесть.

Какие знания получил человек? Там были храмы языческие. Возле этих храмов приносились в жертву животные. И после того, как приносились жертвы, на торгу, на базаре, продавали это мясо.

Христиане делились там на две группы. Одни говорили, что это мясо идоложертвенное, и есть его нельзя: “Это было принесено в жертву Артемиде, это грех!”

Апостол Павел пишет: “А я благословил его – и уже чистое мясо... Пища не приближает к Богу. Реальная скверна – это не то, что есть мясо, а это к чужой жене ходить…”

Скандалы шли по любой мелочи. Чем консервативнее религиозное воспитание, тем чудовищнее религиозные формы. Рождается фанатизм почти на ровном месте: “Все, я не буду прикасаться!”

Это как раз область нашей бытовой религиозной ярмарки.

Я проходил через многие эти этапы. Примитивные знания рождают немощную совесть.

И вот человек думает: “Если я съем это мясо, то вот эти языческие бесы войдут в меня и осквернят меня...” – его так воспитали.

Встречаясь с человеком, с немощной совестью, которая является продуктом примитивного религиозного воспитания, “немощного в вере принимайте без споров о мнениях”. То есть принимай его таким, какой он есть. Его таким сделали, его так воспитали.

Какой урок преподает Павел дальше?

Он дальше комментирует: “У меня лично другие знания. Знания от Бога...”

Есть знания от людей, есть знания от Бога.

Знания от людей говорят человеку: “Это можно, это нельзя, к этому не прикасайся, это не вкушай, потому что Богу это не нравится...”

Но если у тебя есть знание от Бога, то ты понимаешь, что идол в мире – ничто, он вообще ничего не значит. Была корова, теперь есть мясо коровы. Мало ли что они делали с ней?!

Ты помолился, освятил это мясо и поел...

Но если рядом находится человек с немощной верой, то берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

Вы видите, характеристика совести является характеристикой человека. Немощная совесть, признающая идолов, - немощный человек.

1 Кор. 8:10-13

Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

• Есть немощная совесть, которая является продуктом примитивного воспитания.

Апостол Павел был свободен от всего. Он писал: “Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною” (1 Кор. 6:12).

Пусть даже для меня идоложертвенное мясо – это нормальная еда, но если рядом будет находиться немощный брат, то ради него я откажусь от мяса.

Не губи брата твоего, у которого немощная совесть. Потому что наша свобода должна быть не для того, чтобы губить немощных.

Наша свобода для того, чтобы им помогать.

Какой урок?

Наше отношение к немощному брату должно быть двояким: мы снисходим к нему и принимаем его таким, какой он есть.

Рим. 14:13

Не станем же более судить друг друга
, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.

Все получили свое воспитание.

Кто-то считает, что надо молиться тихо. Кто-то считает, что надо молиться громко. Я был в церкви, в которой женщин учили так: “Если ты с покрытой головой, тебя Бог услышит. Если ты с непокрытой головой, даже не рассчитывай...”

Так учили, и женщины все покрывали голову.

И когда я бываю в Америке, я приверженцев этого учения сразу отличаю по одежде. Большой супермаркет. И смотришь – “наши” идут! Почему?

Потому что в магазине они тоже молятся о том, что покупать, и Бог должен их услышать.

Понятно, что религиозное воспитание имеет очень уродливые, может быть, даже неприятные формы выражения своей веры. И все-таки мы не вправе их ломать. Хотят так ходить, пусть ходят.

Я помню, когда мы с Ольгой искали Бога и ревновали о крещении Духом Святым, мы пришли в церковь омовенцев, и они нам сказали: “Если вы будете мыть братьям и сестрам ноги и если жена твоя наденет косынку, вот тогда Бог будет с вами работать”.

В данном случае, знаете, как Павел говорил?

Для иудеев я был как иудей, чтобы приобресть иудеев; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных” (1 Кор. 9:20-22).

В данном случае мы должны считаться с немощностью братьев.

Да, мы сделали все, что нам поручили. Но мы понимали, что Бог с нами разговаривает совсем по-другому.

Недавно у меня брали интервью. Ко мне приехал редактор одной из христианских газет, и он мне задавал вопросы. Эти вопросы задаются мне уже последние лет 150: “Почему во время молитвы у вас люди падают? Ведь написано, что того, кто навзничь упал, Бог его поразил. А кто ничком упал, это уже лучше... А как у вас падают?”

Я ответил: “Как-то я это не фиксировал...”

Вот вы улыбаетесь, а для многих людей падение под силой Божьей – это ужас какой-то. Их так научили.

Я даже был в баптистской церкви, и их там учили: “Кто на языках говорит, это антихристы”. И многие до сих пор так и верят. И что ты с ними сделаешь? Они такие есть.

И когда этот парень заговорил на тему, почему люди падают, почему они падают так, а не иначе, то для меня лично это не важно: упал человек или не упал. Главное, чтобы Бог внутри него совершил работу.

Я тогда сказал: “Послушай, мы с тобой – два баптиста. Мы в таких условиях воспитывались: церковь, дом, вечеря, хор... Наше измерение было простое.

А вот что ты знаешь о том, что переживает ребенок в восьмилетнем возрасте, которого изнасиловал отец? А что ты знаешь о том, что происходит, когда мальчика насилуют, и он потом не знает, что делать, у кого защиты просить, и он с этой болью живет всю жизнь. И у него психика надломлена. И когда он приходит к тебе и просит: “Помоги мне, пожалуйста” – и ты начинаешь за него молиться, то эта боль в нем взрывается, и бесы, которые калечили этого человека, выходят оттуда. И ты знаешь, мне в этот момент плевать, падает он вот так или вот эдак. Главное, чтобы Бог освободил его!”

И человеку, который задает подобные вопросы, даже стыдно становится. Каковы знания – такова и совесть.

Я ему говорил: “Пойми, Бог работает в сердце, а вы оцениваете внешние параметры. А это большая разница!”

Нам необходимо знать, что происходит в сердце.

И в то же самое время, отношение к немощным должно быть двояким. Да, они получили воспитание. И мы должны их принимать такими, какие они есть.

Но задача церкви – не позволять немощным в вере руководить церковью.

Задача церкви: немощных в вере сделать сильными. Это закон.

Не немощная совесть уполномочена управлять церковью. Напротив, церковь уполномочена немощных в вере делать сильными.

Причина немощной совести.

Гал. 4:9-11

Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

Знание от Бога, откровение от Бога делают нашу совесть свободной.

У нас свои критерии добра и зла.

У нас своя вера, которая будет побеждать этот мир. Мы не имеем права возвращаться назад.

Иисус зашел в Вифезду.

Старые методы и новые методы. Устаревшие системы и современные системы.

Какова система образования, такова и совесть.

• Самое страшное, что может произойти в жизни, – это когда мы, привязавшись к немощным вещественным началам мира, проморгаем Пришествие Иисуса Христа.

Христос пришел в Вифезду, и на Него никто не обратил никакого внимания! Иисус Сам ходил там и спрашивал: “Хочешь быть здоровым?”

Мы благодарим Бога за то, что мы имеем от Него откровения. Многие люди этого не понимают, многие люди это критикуют. Многие люди это оспаривают: “Нового мирового порядка никогда не было и быть не может. Христианского правительства не было и быть не может. Никаких Праздников поклонения...”

Это голоса людей, которые имеют некие другие знания.

Мы же знаем, что все, что пришло от Бога, все, что Бог открыл нам, – все осуществится! У нас такая вера, такие убеждения, и мы дойдем до конца и увидим, что Бог делает в нашей жизни.

Немощная совесть, или немощная вера, не уполномочена управлять церковью.

Церковь уполномочена немощных людей делать сильными.

Совершенствуя совесть, совершенствовать человека

Кол. 1:24-29

Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божью, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божье, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

Наша задача – проповедовать, вразумляя всякого человека и научая его всякой премудрости, чтобы представить всякого человека не немощным, уродливо религиозно воспитанным, но совершенным во Христе Иисусе.

Наша задача – представить перед Богом каждого человека совершенным во Христе Иисусе.

• Совершенный во Христе Иисусе человек знает Бога, у него есть опыт, он встречается с Богом, имеет личные свидетельства, получает образование, знает свою профессию, имеет успех.

Он является головой, а не хвостом. У него есть успех, который является доказательством, что вера его подтверждена делами.

И это есть основание и задача нашего служения.

И последний вопрос, который для меня является самым главным: парадигма совести должна меняться. В этом Бог заинтересован.

Даже если ты рожден свыше и даже если у тебя есть определенные знания, нельзя догматизировать свое служение.

Апостол Петр знал Бога, был рожден свыше, получил свое воспитание, откровение, и его совесть возрожденного иудея, встречавшегося со Христом, была чистая.

Но у него еще остались свои понятия того, что есть добро, а что есть зло.

Воспитание иудеев доминировало в них даже после рождения свыше.

Для Петра было ясно, что добро – для евреев. Во-первых, евреи. А кто такие язычники? Они поганые, поэтому туда ходить нечего и ловить там нечего.

И что делает Бог?

Бог с ним говорит.

Куда Бог направляет Свое острие?

Он направляет его в область знаний.

Естественно, они еще вчера имели твердое знание, что иудею возбранено общаться с иноплеменниками. Поэтому их надо исключить из тех, кому они служат.

Но среди иноплеменников есть Корнилий, который благочестив, который любит Бога и творит много милостыни (Деян. 10:1-2).

Но религиозная совесть Петра ограничивает: “Не пойду туда. Мне там делать нечего. Там язычники”.

Какую реформацию Бог должен совершить в религиозной совести для того, чтобы рожденный свыше еврей перешагнул религиозный барьер и пошел на встречу к язычникам?

Сегодня это наша проблема.

Сегодня церкви одна с другой не общаются.

Сегодня Церковь отгородилась от мира: “Мы не от мира сего…”

“Боже, реформируй нашу религиозную совесть! Чтобы мы поняли, что каждый человек – творение Божье. Что каждый человек нуждается в Боге!”

И Бог сказал Петру: “Что Бог очистил, того не почитай нечистым” (Деян. 10:15).

Мы сейчас будем молиться и делать Вечерю Господню. Для чего? Чтобы этот семинар не закончился в облаках некоего теологического теоретизирования.

Нам необходимо конкретно знать, что делать, чтобы вся Латвия была спасена.

Наша задача перед Богом – ломать все старые барьеры. Наша задача – выйти навстречу своим корнилиям.

• Никогда мы не изменим судьбу человека, пока этот человек не изменит свою веру, которая является сводом его жизненных убеждений.

• И никогда не поменяется его вера, если, прежде, не реформируется его совесть, которая опирается на целый слой этих предварительных знаний, которые получил человек.

Когда мы можем поменять веру человека?

1. Господь защищает суверенную совесть. Он защищает немощную совесть, потому что это закон, по которому живет человек. Он защищает сильную совесть и принимает человека таким, каков он есть. Это правило.

2. Господь дал нам благодать и апостольство покорять язычников вере.

Эти два пункта – как бы взаимоисключающие друг друга.

Мы должны признавать человека таким, какой он есть, и в то же время Бог нам поручил пленять всякое помышление в послушание Христу.

Каким образом мы можем поменять веру язычников?

Каким образом мы можем поменять убеждения человека, который верит ложным богам? Может быть, не стоит этого делать?

4 Цар. 5:17

И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа

Каким образом поменялась вера у Неемана, военачальника сирийского?

Вокруг нас столько нееманов сегодня, которые верят своим богам. У них своя вера, свой закон, своя культура, свое воспитание и своя совесть.

Но что-то произошло в жизни Неемана, и он сказал: “Я буду поклоняться Богу иудеев. Я меняю веру, я меняю свою религию. Я признаю, что Бог пророка Елисея сильнее всех других богов!”

Когда это произошло?

Это произошло в тот момент, когда Бог нажал на “красную кнопочку” его совести и сказал: “Кроме Меня, твои проблемы никто и никогда не сможет решить!”

Нам сегодня нужны дары Духа Святого! Нам сегодня, как никогда, нужно водительство Духом Святым. Нам сегодня необходимо водительство Бога, знания от Него.

“Любящим Бога дано знание от Него”, откровения от Него (1 Кор. 8:3).

Когда Иисус встретился с Самарянкой, Он смотрел ей в глаза и коснулся глубин ее сердца, и она сказала: “Я вижу, что Ты – Пророк”.

Сработал механизм соответствия творения со своим Творцом. И все свое вчерашнее воспитание, все свои вчерашние знания она сразу отбросила. Она побежала в свой город, стучала в окна и говорила: “Я нашла Мессию, Которого я ждала!”

Перемену в сердце, в совести может осуществить только Дух Святой!

Я не знаю, что в человеке, но Дух Святой знает, что в человеке.

Корнилий послал своих людей пригласить апостола Петра. Наконец, Петр пришел.

И когда он проповедовал, Дух Святой сошел на слушающих и устроил все.

Я знаю, что мы сами ничего никогда с верой человека не сделаем. Мы сами никогда не пленим помышления другого человека в послушание Христу, если наше слово не будет облечено в силу Духа Святого через Иисуса Христа.

• На самом деле, во Христе Иисусе нам дана сила.

Во Христе Иисусе нам сегодня дана власть.

Я бы очень хотел, чтобы совестью современного христианина был Сам Иисус Христос! Чтобы Христос руководил нами изнутри.

Потому что я и ты, мы можем часто быть совершенно равнодушными к тому, что происходит вокруг.

Но когда Иаир прибежал к Иисусу и сказал: “У меня нет больше решений. Только Ты можешь решить мою проблему” – его дочь была исцелена.

Латвии нужны чудеса. Латвии нужно излияние Духа Святого.

Самое великое чудо, может быть, не столько исцеление и освобождение, сколько обличение Духом Святым грешной совести.

И тогда враги Божьи становятся Его друзьями.

И тогда очередной Нееман говорит: “Я больше никогда не буду поклоняться ложным богам. Живой Бог станет моим Богом!”

Как это случилось с моавитянкой Руфью. Когда она стала невесткой Ноемини, иудейки, то, прожив в этой семье несколько лет, Руфь сказала своей свекрови: “Теперь твой Бог будет моим Богом, и твой народ будет моим народом” (Руфь 1:16).

Об этом наша мечта и наше желание.

“Господь, дай нам благодать, дай нам апостольство, чтобы мы могли позволить Тебе добраться до “красной кнопочки” язычников. Чтобы Дух Святой обличал мир о грехе, о правде и о суде и чтобы тысячи людей взывали: “Что нам теперь делать, мужи братья?!”

Мы хотим видеть силу, могущество Божье в своей жизни. Мы хотим, чтобы в каждом из нас образ и подобие Божье в полной мере открылось через Иисуса Христа”.

Перед нами в каждом человеке образ и подобие Божье.

Я знаю, что когда Отец возлюбил этот мир и послал в него Иисуса Христа, Он рассчитывал, что эта жертва и Церковь, которая возьмет на себя моральную ответственность за то, чтобы эта истина стала известна всем, вернут Его творение Ему.

А для этого Бог еще и помазание в Духе Святом послал.

Я благодарю Бога, что я вернулся к Нему.

Я благодарю Бога за то, что каждый из вас вернулся к Нему.

Но сколько еще людей вокруг нас, которые ожидают прикосновения к Богу!..

Давайте молиться, чтобы наша совесть была чистой, доброй, непорочной.

Чтобы наша совесть не только обладала знаниями и откровениями, но чтобы мы взяли на себя ответственность за осуществление Великого Поручения, которое Бог адресовал нам, Его ученикам и последователям.

Предыдущая Все проповеди Алексея Ледяева Следующая

Все проповеди